Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 12

Помазание в Вифании
(Мтф. 26,6-13; Map. 14,3-9)

12,1: Пасха: (см. комментарий на Исх. 12; Мтф. 26,2). Всем четырем евангелистам историческое значение смерти Иисуса представляется настолько важным, что они часто повторяют отдельные, относящиеся к ней подробности (12, 1.12; 13,1 и др.). В субботу, «день великий» (19,31) совпали меж собой еженедельное субботнее двойное жертвоприношение (Числ. 28,9-10) и проводимое в свободный от работы день «священное собрание» в конце недели опресноков (Числ. 28,17-25), сопровождаемое жертвоприношением всесожжения и возлияними во имя искупления грехов. С помощью астрономических данных и исторических дат, считая исходным пунктом день великой субботы, был вычислен наиболее вероятный день смерти Иисуса (7 апреля 30 года после Р. X.). Иоанн придает большое значение тому, что Сам Иисус умер как Пасхальный Агнец в пятницу и видит в этом исполнение отдельных пророчеств (13,1; 19,24.28.36-37; ср. Ис. 53,7.9; Деян. 8,32-35). Будучи отлученным от церкви, Иисус празднует со Своими учениками, как и в предыдущий год (см. 6,4.11), Пасху без заклания агнца в храме в пятницу. Отец семейства произносит праздничную литургию. Так предусмотрено поступать всем тем, кто не может находиться в Иерусалиме и принести нам жертвоприношение (окропление кровью) (Втор. 16,5 и посл.). После разрушения Иерусалима такая форма празднования пасхи в диаспоре, подобно тому, как указано в Исх. 12 с праздником хлеба пресного и чаши благословения, продолжалась тысячелетиями.

12,2: Марфа служила вероятно в доме Симона (Мтф. 26,6).

12,3: Нардовое миро: растение из семейства валериановых, произрастающее в Индии. Елей, приготовленный из другого состава, часто выдавался за настоящий. Один фунт составлял 300 граммов, стоимостью в 300 сребренников (динариев) (5). Один динарий, согласно Мтф. 20,2, платили работнику за один рабочий день; следовательно, эта сумма в настоящее время составила бы около 5-6 тысяч рублей! Это — смиренная (ноги, а не голову! Исх. 29,7; см. комментарий на Пс. 22,5), без принуждения, отдающая всего себя любовь. Ни одна добропорядочная женщина в Израиле не показывалась на людях с распущенными волосами!

12,4-5: Жестокость всегда маскируется нравственностью.

12,6: Воровство не является единственной диавольской чертой темной, загадочной личности Иуды.(6,71; 13,2. 27). Его страсть к деньгам дает возможность сатане «заполнить сердце» (Деян. 5,1-11; 1 Тим. 6,9; — см. комментарий на Мтф. 6,24).

12,7: Перед лицом предстоящей смерти Иисуса расточительность Марии оправдана и принята Им.

12,10: Диавольская ненависть фанатически набожных первосвященников (19, 11)! Лазарь ничего не рассказывал о царстве смерти. Люди приходят к нему не для того, чтобы слушать, а чтобы видеть его (9).

 

Въезд Иисуса в Иерусалим
(Мтф. 21,1-11; Map. 11,1-10; Лук. 19,29-40)

12,13: Речь идет не только о въезде Иисуса в Иерусалим, но и о торжественной, царственной церемонии встречи Его (18). Пальмовые ветви, сохранившиеся со времени праздника Кущей (Лев. 23,40), являются символом мессианской славы. Осанна: означает «Господи, спаси!» (Пс. 117, 25). 117-й Псалом является последним из хвалебных псалмов, читаемых во время пасхальной трапезы; его знали наизусть и всегда воспринимали в мессианском смысле.

12,14: Следует, однако, обратить внимание: Иисус, Царь Израилев, избегает употреблять слово «Мессия», вносящее путаницу в понятие ожидания (10,24; см. комментарий на Мтф. 16,16). Иисус посредством незабываемого, только впоследствии понятого (16) учениками, «образного благовестия» извещает о своем миролюбии. Он нашел — следовательно, Он искал (Map. 11,1-7!)  — ослика, дабы исполнилось пророчество о Его миролюбивом Царстве (18,36; Зах. 9,9). Ибо Он — Князь мира (Ис. 9,5-6; 54,10; Мих. 5,4).

 

Приближение прославления

12,20: Еллины: не иудеи, верившие в Бога Израиля, но не соблюдавшие полностью законы, «богобоязненные прозелиты» (обращенные из язычников) (Деян. 2,11; 6,5; 8,27). Согласно Быт. 10,5 греки считаются островитянами. Пророческие слова исполняются (Ис. 51,5; 42,4; 49,1; 60,3.9). Для Иисуса они являются Божиим знамением (23). «Начало перехода Царства Божиего от иудеев (37) к язычникам» (Бенгель).

12,21: 1,44.

12,23: Час — см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл. Сын Человеческий см. комментарий на Мтф. 8,20; прославиться (см. комментарий на 17,1) смертью Своей воскресением.

12,24: Подобно тому как Иисус является одновременно Пастырем и Агнцем, Первосвященником и закланой жертвой, также и здесь, Он одновременно и Сеятель и пшеничное зерно.

12,25: Не пустое морализирование, а духовная действительность, перед выбором которой нас ставит Иисус! Жизнь (греч «душа»): — см. комментарий на Ис. 42,1 Слово «душа» указывает на внутреннее содержание сознательно и глубоко изменившейся жизни. Ненависть в этом случае как и в Мтф. 6,24; Лук. 14,26 отнюдь не означает чувства, выражающиеся в потребности разрушения (агрессии), а подчеркивает остроту отрицания, отказа.

12,26: 17,24. Служить досл. «идти по пыли». Кто позволяет Иисусу служить себе, тот сам может потом служить. Слово «служение> в Ветхом Завете почти не встречается, в Новом Завете оно употребление 34 раза! И где Я…: наивысшее почитание слуги (греч. „диакон“). Любая деятельность в церкви именуется в Новом Завете служением (а не исполнением обязанностей!)

12,27: Гефсимания по Иоанну! Oneчалена: «Душа опечалена, когда сталкиваются мысли противоположного характера» (Бенгель).

12,28-29: Имя Твое — см. комментарий на 17,6. Глас с неба; прославлю — см. комментарий на 17,1. Одни из народа объясняют услышанное «природным явлением», другие идут дальше и вспоминают ангелов на небесах (Мтф. 18,10), только о Боге никто не думает.

12,31: Выражение «Князь мира» встречается только у Иоанна (14,30; 16,11; см. 1,9; схожие выражения в 1 Кор. 2,6.8; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2; Кол. 2,15; см. Лук. 10,18; Евр. 2,14). Ныне: как и в греческом тексте дважды повторенное, ликующее «ныне!» Суд над сатаной происходит в 4 этапа: 1. Суд и изгнание с небес ныне состоялись (13,3; 16,11; Кол 2,15). «Вон, за пределы границ Царства, переданного Мне на Небесах) (Бенгель; ср. Иов. 1). 2. Лишение прав! Низвержение сатаны как обвинителя (Отк. 12,7-12) связано с кровью Агнца (32.33; см. комментарий на 5,24). 3. Достигнув вершины своей власти в царстве антихриста на земле, он, по пришествии Христа, будет скован (Отк. 20,1-3). 4. Лишение власти! После своего последнего наступления, он будет ввержен в геенну огненную (Отк. 20,10).

12,32: Вознесен: на кресте, воскресением и вознесением. Слово всех не следует понимать статически, а как отбор избранных (25-26.356). Иисус не проповедует всеобщего примирения.

12,34: Сын Человеческий — Мтф. 8,20!

12,36: Сыны света — см. комментарий на 8,12!

 

Неверие народа

12,36: Отошел: как и в других Евангелиях, заключительное сообщение об известных всем деяниях Иисуса сопровождается обобщающим словом «ожесточение» (см. комментарий на Исх. 4,21; Мтф. 13,14).

12,37: Чудеса - Мтф. 12,38.

12,38: Ис. 53,1.

12,39-40: Ис. 6,9 и посл.; Мтф. 12,34; 13,14-15.

12,41: Когда видел славу Его: это не только ссылка на соответствующий текст в Библии — в то время Библия еще не подразделялась на главы и стихи  — но и событие, действительно имевшее место: как и Авраам (8,56), Исайя видел ЕГО (см. комментарий на 17,1; см. Ис. 11,1: отросток, др. евр. «нецер» напоминает Назорей; Мтф. 2,23).

12,42: Отлучить досл. «изгнать из синагоги», тем самым лишиться защиты со стороны Рима и права исповедовать «официально разрешенную религию».

12,43: Слава: в греч. употребляется в значении «величие», а не для выражения субъективных почестей. Оказание почестей человеку приводит в своей греховной превратности (Рим. 1,21) к «величию человека», неизбежно становящегося выше величия Божиего.

12,44: Верующий в Иисуса не упраздняет строгого монотеизма. Кто воспринимает в лице Иисуса не Самого Бога и Его милосердие, а нечто другое, тот занимается идолопоклонством и противопоставляет себя Иисусу. И напротив, кто признает Бога, не веря в Иисуса, тот поклоняется идолу или вымышленному Богу — плоду философского измышления человека.

12,46: Сеет — см. комментарий на 8,12.

12,47: 3,17. Иисус — «единственное Слово Божие, которому мы должны внимать, доверять и повиноваться в нашей жизни и в смерти» (Первый тезис Бармского синода 1934).

12,48: Суд: 3,18; 5,21 и посл.; 6,54.

 


 Христианский портал My studies