Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 3

Иисус и Никодим

3,2: Подчеркивая слово ночью, Иоанн указывает на некоторую таинственность, несмотря на то, что Никодим имел в синедрионе единомышленников: мы. Обращение Учитель, пришедший от Бога» (Мтф. 22,16) является в высшей степени почетным, но вместе с тем, в какой-то мере недооценивающим: всего лишь учитель (как и сам Никодим), а не Мессия! Никодима убедили только знамения (см. комментарий на Мтф. 12,38).

3,3: Отвечая, Иисус продолжает Свою мысль и не вступает в дискуссию! Иисус решительно и серьезно отказывает Никодиму в возможности увидеть Царство Божие (Мтф. 4,16): Никодим не может увидеть Божиего господства. Царство Божие (только 5; 18,36; см. комментарий на Мтф. 3,2) означает не столько место, сколько исполнение власти Господа. Теологические знания Никодима есть человеческое незнание (1 Кор. 2,1–16), есть плоть (4,6). У человека открываются глаза для Бога только в процессе, который Иисус сравнивает с сотворением (1,13 дословно), рождением, возрождением. Родиться свыше означает не простое усиление набожности, а коренное обновление сущности человека. Прилагательное новый» в греч. может означать свыше» или вновь. Кто рожден дважды, умирает только один раз; кто рожден один раз, умирает здесь, на земле, и в вечности. В Первом послании Иоанна говорится: «от Бога рожденный» (3,9; 4,4.6–7; 5,1.4.18), а в Первом послании Петра соответственно: «возродивший нас» (1,3.23). Это утверждение касается самой сути Никодима, потому что фарисейство является наиболее ярким выражением всех «природных религий» и набожности всех времен.

3,4–5: Никодим намеренно искаженно понимает высказывание Иисуса; книжник знает по писаниям Иез. 36,25–27 или Ис. 44,3 о связи воды и Духа, не говоря уже о проповеди Крестителя.

3,6–7: Плоть характеризует суть разобщенного с Богом и потому нечистого и подверженного слабостям человека, да и все созданное, имеющее тело, душу (живость и нрав) и разум (человеческий дух); см. Рим. 8,5–9! Дух, в противоположность к плоти, составляет сущность Бога (4,24). Дух совершенно не идентичен духовности, разуму или интеллекту, творческим дарованиям обычного человека (1 Кор. 2,14–15; 3,16; 6,11), а есть исключительно Дух от Бога (Гал. 5,19–24). В Ветхом Завете Им обладают время от времени единичные мужи Божий и пророки (напр. Моисей в Ис. 63,11; в отличие от Саула, у Давида, как исключение, Дух пребывает постоянно: 1 Цар. 16,13; ср. Пс. 50,13). Также пребывал Он и в Иисусе (1,32). В Пс. 50,13; Ис. 63,11 Он уже называется Святым, т.е. Духом, принадлежащим Богу (Быт. 28,17). При жизни Иисуса на земле Его ученики ещё не имели Св. Духа (7,39; 14,16.26; 16,7; 20,22- 23). Только благодаря смерти Иисуса на кресте и Его воскресению Св. Дух стал фактором действенного спасения (20,22; Деян. 1,2.8; 2). Следует обратить внимание на Мтф. 3,11; Map. 13,11 и др. места, где о Духе говорится в будущем времени (см. комментарий на 14,17).

3,8: Присутствие Духа Иисус наглядно и понятно объясняет, сравнивая Его с ветром. На еврейском и греческом языках слово «Дух» означает одновременно «ветер» и «дуновение». При этом Иисус говорит не о сущности Духа вообще, а о Его влиянии на отдельного человека и о Его узнаваемости в нем.

3,11: Говоря мы и наше, Иисус, тем самым, причисляет Себя ко всем посланникам Божиим (Мтф. 21,33–45), слово вы относится к вождям иудейского народа (Иудеи — см. комментарий на 1,19). Вы не принимаете наше свидетельство: Никодим старается проявить «религиозный интерес», но признать себя грешником и принять Иисуса своим Спасителем он, во всяком случае здесь, ещё не решается (7,50 и посл. 19,39). 13: Пришедший с неба -н» Фил. 2,5–11! Сын человеческий см. комментарий на Мтф. 8,20.

3,14–16: Жизнь вечная: не может быть жизни, наполненной смыслом, Духом и Богом без спасительных деяний, совершенных в Страстную пятницу, на Пасху, при вознесении Христа и на Троицу. Иисус пытается напоминанием о выставленном на знамя змее объяснить эти истины Никодиму (Числ. 21,4 и посл.). Ужаленные за свою вину люди, не имея надежды на спасение, умирают. Они могут быть спасены единственным путем — взирая «вознесенного» для искупления грехов Сына человеческого и Божиего. Вечность является не надуманным философским понятием о времени, длящимся бесконечно, а исполнившимся бытием, несущим в себе образ будущего Божиего мира. Вечности присущи не только нетленность и бессмертие (см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл.; 1 Кор. 15,42–44), но и близость Бога, полнота любви и великолепие света (см. комментарий на 17,1). Здесь не будет ни смерти, ни слез (Ис. 25,8; Отк. 7,17; 21,4).

3,16: Ибо так возлюбил Бог мир — слова эти как Евангелие в Евангелии! Так (14) здесь означает не только «так сильно», но и передает очень точно смысл того, что Бог (ср. «медный змей»!) спасет испорченный и погибающий мир только в том случае, если он воззрит на отданного миру распятого Сына, т.е. отречется от самого себя и своей самоуверенности, осознает, что единственное спасение в Сыне Божием и тем самым окажет истинную честь Господу (все — см. комментарий на 12,32; см. 1,5!).

3,18: Не судится: с этой благословенной уверенностью может каждый верующий жить и умереть. Для христиан это значит: явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5,10–11; Рим 14,10–11) не для того, чтобы услышать приговор о вечной жизни или о вечной (второй) смерти (Отк. 20,6 11–15), а для того, чтобы услышать мнение нашего друга Иисуса Христа (15,14–15) о нашем участии в создании Его Церкви. И если даже труд всей жизни человека погибнет, он сам будет спасен (1 Кор. 3,15).

3,19–20: Отречение от Иисуса, в основе которого всегда лежит гордыня самоуверенного человека, влечет за собой в итоге суд, который состоится перед престолом Христовым (Отк. 14,14–15; 20,11–12; см. 36; 5,21). Решение человека остаться неверующим не всегда должно быть, но часто бывает окончательным. Следование за Христом со «страхом и трепетом» и избирательное действие Бога (Фил. 2,12–13) — разные стороны одного и того же дела. Исходя из этого, нельзя строить систему мышления подобно тому, как это делается в учении о предизбрании.

3,21: Поступать в соответствии с истиной или «быть в истине» (18,37) несравненно больше, чем просто познать или говорить истину (1,17). Истина — это личность, а именно — Христос (14,6)! Исследования современной психологии показали, о чем Библии давно известно, как мы, люди, стараемся загнать переживания, возникшие в связи с нашей виновностью, в темноту подсознания, где потом возникают комплексы, определяющие всю нашу мрачную сущность. Дела того, кто поступает по правде, определены не плотью (см. комментарий на 3,6), а Духом (Рим. 8,5–9).

 

Последнее свидетельство Крестителя об Иисусе

3,22: Согласно писанию Иоанна, Иисус остается со Своими учениками после Пасхи (2,13) в Иудее. Иисус подтверждает связь крещения с покаянием, хотя Сам Он и не крестил 4,2).

3,23–24: Деятельность Иисуса и Иоанна Крестителя проходит некоторое время одновременно, они возвещают одни и те же истины (5,35; Мтф. 3,2; 4,17). Точное указание места и времени (24–25; 1,28)!

3,25–36: Речь, видимо, идет не об омовении и иудейском очищении, которые имели, например, в Кумране (см. комментарий на Мтф. 3,1) большое значение, а о том, является ли крещение, совершенное Иисусом, более действенным, чем крещение, совершенное Иоанном (см. комментарий на Лук. 3,3). По этому поводу Креститель говорит решительное «да»: 1. Поручение дано Иисусу с неба, т.е. Богом (27). 2. Иисус выше пророков и в сущности совсем иной (Мтф. 22,41–46). 3. Потому что Сам Иисус пришел свыше. Он выше всех (31). Он — Свидетель реально существующего Бога и Его мудрости (32–34). Креститель и все пророки — земные (31), говорят и поступают с той силою Духа, которая им «отмерена» и дана (Дух — см. комментарий на 3,6). 4. Возлюбленному Сыну (35; Мтф. 3,17) Отца дано все в управление (руки) Его (быть судьей, воскрешать мертвых, быть пастырем). 5. Потому что Он мессианский жених (29). Не позднее периода жизни пророка Осии (около 750 г. до Р. X.; Ос. 1–2; особ. 2,21) прочно вошли в употребление слова «бракосочетание», «брак» (или «нарушение супружеской верности, блуд»), «невеста», «дева», «жених» для выражения отношения Бога к народу Израиля (Иез. 16; Иер. 2; 3; Ис. 49,18). Бог передал Сыну также и невесту — Израиль (29.35; Мтф. 9,14–15; Пс. 44). Песни песней (напр. 3,5) в Ветхом Завете являются выражением мессианской любви и символом бракосочетания. Они должны восприниматься символически, а не буквально, как собрание любовных песен. Понимание этого проповедовал Креститель (29), полностью подтверждал и Иисус (Мтф. 22,1–14; 25,1–13), и оно воспринималось первоначальным христианством как относящееся к нему самому, передавая это понимание из поколения в поколение. Павел (2 Кор. 11,2), как и Креститель, является для церкви тем же, что для невесты — шафер.

3,30: Расти — умаляться (становиться ущербным) — выражения, взятые из астрономии. «Когда восходит солнце — блекнут звезды» (Терстэген).

3,33: Запечатлел (скрепил печатью) — слово употреблено людьми, в отличие от 6,27 (см. комментарий на 2 Кор. 1,22). В античном мире документ скреплялся печатью в знак согласия с ним, его юридической достоверности и обязательности. Принимающий благовестие Иисуса, подчиняется Слову, которое имеет силу и обязательно для обеих сторон, Слову, сказанному Богом о нашем личном грехе, о спасении, освящении через кровь Иисуса, принесенной в жертву на кресте.

3,36: Верующий в Сына значит «дающий Ему клятву верности, обрученный с Ним». Верить — не значит просто признать догматические тезисы о том, что Иисус является Сыном Божиим, не просто познать интеллектуальным (умственным) путем высказывания Библии о Нем. Верить — значит жить с Ним, жить в Нем и благодаря Ему, быть в единстве с Ним (14,20; 15,5; см. комментарий на 6,56; см. комментарий на 17,21!). Неверующий в Него: как и Втор. 30,15 и посл. Иис. Н. 24,15, имея пример жизни и смерти Иисуса, стоит перед выбором: отказ от любви Божией есть смертный приговор самому себе (см. комментарий на 3,16 и посл.).

 


 Христианский портал My studies