my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Пред. | Согласование Четвероевангелия | След.
28

Беседа с Никодимом.
27 г., Иерусалим.

Ио. 3, 1–21


Иисус и Никодим
«Иисус и Никодим»
Julius Schnorr von CAROLSFELD
(Германия, 1794–1872)

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Иоан.3: 1–21)

 

Перевод еп. Кассиана (Безобразова):

1 Был человек из фарисеев, имя ему Никодим, начальник иудейский. 2 Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним. 3 Ответил Иисус и сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия. 4 Говорит Ему Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться? 5 Ответил Иисус: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше. 8 Ветер, где хочет, веет*, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа. 9 Ответил Никодим и сказал Ему: как может это быть? 10 Ответил Иисус и сказал ему: ты — учитель израильский, и этого не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете. 12 Если Я о земном сказал вам и вы не верите — как поверите, если скажу вам о небесном? 13 И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе. 14 И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесён быть Сын Человеческий, 15 чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 А это есть суд, что свет пришел в мир, и возлюбили люди больше тьму, чем свет, ибо были лукавы дела их. 20 Ибо каждый, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его. 21 А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге соделаны.

* Или «Дух, где хочет, дышит». Одно и то же греческое слово значит «дух» и «ветер»

 

Перевод священника Л. Лутковского:

1 И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,

2 однажды ночью пришел к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.

3 В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,6 тот не сможет увидеть Царства Божьего.
6) «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».

4 Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.

6 Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.

8 Дух, как ветер,7 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.
7) «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».

9 В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?

10 Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?

11 Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Мое не понимаешь.8
8) «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.

12 Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?

13 Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.

14 И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,

15 чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.9
9) в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем…».

16 Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.

17 Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.

18 Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;

19 осуждение же заключается в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.

20 Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,

21 а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле божьей совершаются.


 

См. также:

Толкования, комментарии

  • Глава III // Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. (XII в.)
  • Иисус и Никодим // Пояснения на Новый Завет и Псалтирь под ред. Ф. Грюнцвайга и др. (XX в.)

 

Др. сочинения

 

Словари, энциклопедии

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8