Иероним Стридонский.
О знаменитых мужах.
Глава 5. ПАВЕЛ
Павел, прежде называвшийся Савлом, апостол, не входящий в число двенадцати,
происходил из рода Вениаминова из города Гискалиса в Иудее. После захвата города
римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Тарс. Посланный в
Иерусалим изучать закон [Моисеев], он обучался у Гамалиила, очень просвещенного
человека, которого упоминает Лука. После участия в убиении мученика Стефана
Савл, заручившись письмом первосвященника, отправился в Дамаск, чтобы там
преследовать христиан, но по дороге туда чудесным образом, как это описано в
Деяниях апостолов, был обращен в веру и из гонителя преобразился в избранника
Божьего. Так как первым, кто поверил в его проповеди и обратился в христианскую
веру, был проконсул Кипра Сергий Павел, он взял его имя и после того, как к нему
присоединился Варнава, прошел множество городов и вернулся в Иерусалим, где
Петр, Иаков и Иоанн поставили его апостолом у язычников.
Полный рассказ о жизни Павла приводится в Деяниях апостолов, я же скажу
только, что через двадцать пять лет после Страстей Господних, т. е. во
второй год правления Нерона, во времена, когда Фет, прокуратор Иудеи, правил
после Феликса, его послали в Рим, где оставили на два года под надзором. Там он
ежедневно спорил с иудеями о пришествии Христа. Следует сказать, что поначалу,
когда власть Нерона еще не утвердилась, а его порок еще не проявился до такой
степени, как это описывается в истории, Нерон отпустил Павла и Евангелие Христа
могло проповедоваться на Западе. Как он сам пишет во Втором послании к Тимофею:
«При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не
вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось
благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей», ясно
подразумевая под львом жестокого Нерона. И сразу после этого: «Господь избавил
меня из львиных челюстей», и снова коротко: «И избавит меня Господь от всякого
злого дела и сохранит для своего Небесного Царства». Поскольку Павел поистине
чувствовал внутренне, что его мученичество приближалось, в том же послании он
возгласил: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».
В четырнадцатый год правления Нерона в один день с казнью Петра Павел был
обезглавлен в Риме во имя Христа и похоронен у города Остии через двадцать семь
лет после Страстей Господних.
Он написал девять посланий семи церквям: к Римлянам одно,
к Коринфянам два, к Галатам одно, к Эфесянам одно,
к Филиппийцам одно, к Колоссянам одно, к Фессалоникийцам два
и, кроме этого, своим ученикам: Тимофею два,
Титу одно, Филимону одно. Считается, что Послание к Евреям
не принадлежит
ему и из-за различия в стиле и языке приписывается
Тертуллианом Варнаве, а
другими Луке-евангелисту или Клименту, впоследствии епископу церкви
в Риме,
который, как говорят, упорядочил и украсил идеи Павла своим собственным
языком,
но надо учесть, что поскольку Павел обращался к не уважавшим его
евреям, он мог
и не указать своего имени. Он был евреем и свободно владел
родным еврейским
языком, и ярко написанные труды могли быть выразительно переведены на греческий,
и в этом, возможно, причина того, что это послание отличается от других
посланий
Павла. Некоторые также считают, что ему принадлежит послание к лаодикийцам,
но
большинством это отвергается.
|