Глава VIII
Ответ на возражение, заимствованное из слов
Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться
Богом и Господом.
1. С разрушением такой клеветы еретиков, становится ясным, что ни пророки,
ни Апостолы никогда не называли другого Бога и не именовали
Господом никого, кроме Единого Истинного Бога. Тем более (этого не допускал)
Сам Господь. Который повелевает и Кесарю воздавать, что принадлежит
Кесарю, и Богу, что принадлежит Богу (Mф. 22, 21), и называет
Кесаря именно Кесарем, а Бога исповедует Богом. Подобным образом
и слова: не можете служить двум господам (Mф. 6,
24), Он Сам объясняет говоря: «не можете служить Богу
и маммоне», Бога исповедуя Богом, а маммону называя тем,
что она и есть. Словами: «не можете служить двум господам» Он не маммону
называет Господом, но учит учеников служа Богу не покоряться
маммоне и не рабствовать ей. Ибо говорит: кто делает грех,
есть раб греха (Ин. 8, 34). Посему, как служащих греху называет
рабами греха, но самого греха не именует Богом, так и служащих
маммоне называет рабами маммоны, не именуя маммоны Богом. А маммона
в иудейском языке, на котором говорят и самаряне, означает «жадного,
желающего более, чем должно». В еврейском же языке с прибавкою
слога называется «мамуел» и означает обжору, неумеренного
в еде. Итак, согласно с обоими значениями (слова), мы не можем
служить вместе Богу и маммоне.
2. Когда же Он называет диавола сильным, то не вообще,
но в сравнении с нами, а Себя Самого показывает во всем
и истинно сильным, говоря, что никто не может иначе расхитить
сосуды сильного, если прежде не свяжет самого сильного и тогда
расхитит дом его (Mф. 12, 26). Сосуды и дом его — были
мы, когда жили в отступничество, ибо он делал с нами, что
хотел, и дух нечистый обитал в нас. Он был силен не в отношении
к Тому, Кто его связал и расхитил дом его, но в отношении
к людям, бывшим в его власти, потому что он отвращал мысль
их от Бога; и их-то Господь исхитил (у него),
как говорит Иеремия:, Господь избавил Иакова и исхитил его из руки
сильнейшего его (Иер. 31, 11). Если бы Господь не указал
на вяжущего его и расхищающего его дом, а его только одного
назвал сильным, то сильный был бы непобедим. Но Он присовокупил
и о том, кто держит его (в своей власти), ибо вяжущий держит,
а связанный содержится (во власти). И это Он сделал
без сравнения, дабы раб отступник не был сравниваем с Господом,
ибо не только он, но ничто из сотворенного и подчиненного
Ему не может быть сравниваемо с Словом Божиим, чрез Которое
все произошло, Которое и есть Господь наш Иисус Христос.
3. Что и Ангелы, Архангелы, Престолы и Господства устроены
и сотворены Всевышним Богом чрез Слово Его, это Иоанн так показал.
Сказав о Слове Божием, что оно было в Отце, он присовокупил: все
чрез Него произошло и без Него не произошло ничего (Ин.
1, 3). Давид также, перечислив хвалы Ему и поименовав все мною
упомянутое и небеса и все силы их, присоединил: ибо Он повелел
и создалось, Он сказал и стало (Пс. 32, 9).
Кому же повелел? Слову, Которым говорит небеса утверждены и духом
уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). А что Он Сам все
сотворил свободно и как хотел, опять Давид говорит; Бог наш
на небе горе и на земле; Он сотворил все, что восхотел (Пс.
113, 11). Созданное же отлично от Создавшего и сотворенное
отлично от Сотворившего. Сам Он не созданный, без начала
и конца, ни в чем не нуждающийся; Сам Себе довлеющий
и всем другим существам дающий самое бытие; а сотворенное
Им получило начало. А что имеет начало, может разрушиться,
подчинено и имеет нужду в своем Творце, то необходимо
у людей, имеющих сколько-нибудь смысла к различению
таких вещей, должно иметь отличное наименование, так чтобы Сотворивший
все с Словом Своим по справедливости Один только назывался
Богом и Господом, а сотворенное не должно уже быть причастным
тому же названию и получать то же имя, какое принадлежит Творцу.
|