my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. Ириней Лионский
(Лугдунский)

Особенности:


Имя Ириней — от греческого слова «мир».

Его называют иногда основателем богословия.

Он изложил основные богословские церковные истины имея цель полемики с гностиками. Нельзя сказать, что это изложение было очень удачным и исчерпывающим, но это, действительно, начало богословия.

Пламенный поборник истины против гностических умозрений

До нахождения библиотеки гностических рукописей в Наг-Хаммади преимущественно из его сочинений (особенно, из главного его труда «Против ересей») можно было узнать содержании разного рода гностических учений (опровергая их, он их пересказывает и цитирует).

 

Рождение


Родился где-то между 130—160гг.

Если в 165—66 году умер св. Поликарп, то Ириней мог быть уже довольно зрелым человеком, когда слушал св. Поликарпа.

Уроженец Малой Азии, вероятнее всего г. Смирны.

По национальности был, вероятно, грек, хотя есть предположение, что он был сириец.

 

Христианская преемственность


Возможно, его родители были христианами.

Непосредственный ученик св. Поликарпа Смирнского.

Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами
(например, Иероним [Epist. 75 ad Theodor. viduam] упоминает о Папие Иерапольском)

 

Служение


В 177 или 178 году, будучи пресвитером Церкви Лиона, Ириней был послан членами Церкви этого города к епископу Римскому Елевферию в качестве посредника при обсуждении вопроса о монтанизме.

Вскоре Ириней возвращается в Лион. Здесь умирает еп. Пофин (иначе: Потин или Фотин), — он становится мучеником. Ириней наследует его кафедру, становится епископом Лионским.

Папа Виктор (189—199) хотел отлучить от церковного общения епископов Азии по причине их традиции празднования Пасхи 14 Нисана, а не в воскресный день. Cв. Ириней вступает в переписку с Виктором в качестве миротворца, что ему и удается.

Большой заслугой Св. Иринея также считается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Преемником его по борьбе с этими еретиками был его ученик Св. Ипполит Римский.

 

 

Творения
Св. Иринея Лионского

«Обличение и опровержение лжеименного знания»
или
«Против ересей»
[Adversus haereses]

5 книг

< читать >

Сочинение написано между 172 и 190 гг. на греческом языке

Полный текст дошел только в очень древнем переводе на латынь (время перевода неизвестно).

В 1940 г. была найдена папирусная библиотека в Туре (Тура), и там, среди множества других древних папирусов, оказалось третья, четвертая и пятая книги на греческом.

Книга 1 содержит описание гностического учения.

Книга 2 содержит опровержение гностиков «на основании доводов разума».

Книга 3 переходит к положительным христианским доводам из Св. Писания и Предания,
а так же обсуждает вопрос о церковном Предании и отличие в понимании этого вопроса между гностиками и христианами.

Книга 4 опровергаются воззрения Маркиона.

Книга 5 обсуждается воскресение: одностороннему взгляду гностиков (верили лишь в воскресение души), противопоставляется понимание христианское (Ириней говорит о воскресении всего человека, представляющего собой целостность тела и души).

 

Доказательство апостольской проповеди

Сочинение открыто архим. Карапетом в 1904 г. в армянской рукописи, принадлежащей библиотеке церкви Богоматери в Ереване. Рукопись относится к XIII-му в., а содержащийся в ней армянский перевод к пол. VII-го в. или нач. VIII-го в.

 

О познании

Краткая апология

 

Послание к Флорину
«О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла»

Письмо римскому пресвитеру, склонившемуся к валентинианству.

 

Об огдоаде
(Об осмерице)

Объяснение по поводу отпадения Флорина от Церкви.

 

Послание к Власту «О схизме»

 

Послание к папе Виктору

 

Послание к Александрийскому епископу

и др.
По поводу пасхальных споров

 

О тираническом царстве антихриста

 

 

Ириней писал на греческом.

 

Кончина


Григорий Турский передает, что Св. Ириней мученически скончался во время гонения Септимия Севера в 202 году.

Евсевий же ни слова не говорит о его мученической кончине Иринея.

 

Свидетельства:

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 35

Тертуллиан называет Иринея «наилюбознательнейшим исследователем всяких видов учения» (Cont. Valent с. 5).

Мужи Лионские в письме к епископу Римскому Елевферию, которое приводит Евсевий в 5-й книге, пишут следующее:

«Мы поручили нашему брату Иринею передать тебе это письмо и просим оценить его по достоинству, ибо он усерден в заповедях Христовых. Поскольку нам известно, что сан сообщает праведность человеку, то, прежде всего, сообщаем, что он — пресвитер этой, Лугдунума, Церкви» (Церк. история V,4,2)

Григорий Турский (История франков, книга 1, гл. 27) о деятельности Иринея в сане епископа в Лионе — «в короткое время почти весь город сделал христианским».

Евсевий: «Ириней, в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем.» (Церк. история V,24)

См. также:

Протоиерей П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях

Карсавин о Св. Иринее Лионском

Священник Сергий Мансуров о Св. Иринее.

Cвятоотеческое учение о человеке: Св. Ириней Лионский // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

Федченков С. А. Святый Ириней Лионский. Сергиев Посад, 1917

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 3