Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XПродолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки.1. Лука, последователь и ученик Апостолов, повествуя о Захарии и Елисавете, от которых, по обетованию Божию, родился Иоанн, так говорит: оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). И ещё о Захарии: однажды, когда он в порядке своей чреды исполнял священническое служение пред Богом, по обычаю священства, досталось ему по жребию возжечь фимиам, и пришел он священнодействовать [11], войдя в храм Господень (Лк. 1, 8 и пр.). Предстоятель пред лицом Господа просто, решительно и твердо исповедует от себя Богом и Господом Того, Кто избрал Иерусалим и уставил закон священства, Коего слуга и ангел Гавриил. Ибо он не знал выше Его другого Бога, потому что если бы имел понятие о некоем совершеннейшем Боге и Господе, кроме Его, то он не исповедал бы, как я уже показал, того, кого почитал плодом несовершенства, безусловно и всецело Богом и Господом. И об Иоанне он так говорит: он будет велик пред Господом, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их, и он предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы приготовить Господу народ совершенный (Лк. 1, 15). Кому он приготовил народ и пред каким Господом он был велик? Конечно пред Тем, Который сказал, что Иоанн имел нечто больше, чем пророк, и нет никого в рожденных женами больше Иоанна Крестителя (Mф. 40, 9, 11): он приготовил народ к пришествию Господа, предуведомляя сорабов своих и проповедуя им покаяние, чтобы они получили отпущение от пришедшего Господа, обратившись к Тому, от Кого они отчуждились по причине своих грехов и преступлений, как и Давид говорит: грешники отчуждались от утробы, уклонились от чрева (Пс. 57, 4). И потому он обращал их к Господу их и приготовлял Господу в духе и силе Илии народ совершенный. 2. И ещё относительно Ангела он говорил: в то время послан был от Бога ангел Гавриил, который и сказал Деве: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 26). И о Господе говорит: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царствию Его не будет конца (Лк. 1, 32 и пр.). Кто же другой царствует в доме Иакова непрерывно во веки, как не Христос Иисус Господь наш, Сын Всевышнего, Который чрез закон и пророков обещал явить всякой плоти спасение Свое, так что Он стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался Сыном Божиим? И Мария, радуясь сему, воскликнула пророчествуя о Церкви: величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем. Ибо Он воспринял Израиля отрока своего, воспомянув милость Свою, как говорил Он, отцам нашим, Аврааму и семени его во веки (Лк. 1, 46, 54, 55). Этими и подобными (словами) Евангелие показывает, что говоривший отцам Бог есть Тот, Который чрез Моисея даровал закон, чрез каковое законодательство мы узнали, что Он говорил отцам. Сей Самый Бог по великой благости Своей излил на нас милосердие, по каковому милосердию посетил нас Восток свыше, и явился сидящим во тьме и сени смертной, и направил ноги шаги на путь мира (Лк. 1, 78), как и Захария, престав от немоты, которой подвергся за неверие, исполнился новым духом и снова благословил Бога. Ибо все было ново, когда Слово вновь устрояло плотское пришествие Свое, дабы человека, отступившего от Бога, присвоить Богу; посему, люди были научаемы по новому чтить Бога, но не другого Бога, потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 30). 3. Захария, пророчествуя, восклицал: Благословен Господь Бог Израилев,
что посетил народ Свой, и сотворил ему избавление, и воздвиг
рог спасения нам в дому Давида, раба Своего, как Он возвестил
устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов
наших и от руки всех ненавидящих нас, дабы показать милость
к отцам нашим и вспомянуть святый завет Свой, клятву, которою
Он клялся отцу нашему Аврааму, что даст нам, освобожденным от руки
врагов наших, без страха служить Ему в святости и правде пред
Ним во все дни наши (Лк. 1, 68 и пр.). Потом он говорит
Иоанну: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо
предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать разуметь
народу его спасение в прощении грехов их (Лк. 1, 76).
Ибо сего познания спасения недоставало им, 4. Ангел Господень, говорит (Лука), явился пастухам, возвещая им радость, что
родился в дому Давидовом [12] Спаситель,
Который есть Христос Господь; потом (явилось) многочисленное воинство
небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних
Богу и на земли мир людям благой воли (Лк. 2, 13) [13].
Ложно называемые гностики говорят, что эти ангелы пришли от Осьмерицы
и объявили сошествие горнего Христа. Но они опять заблуждаются,
когда говорят, что горний Христос и Спаситель не родился,
но после крещения, бывшего по домостроительству Иисуса [14] Он сошел
на Него в виде голубя. Посему, согласно с их мнением,
ангелы Осьмерицы лгали, когда говорили. что ныне родился вам в городе
Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 11).
Ибо, по их мнению, тогда родился не Христос, не Спаситель,
но бывший по домостроительству Иисус, Который от мироздателя
(Димиурга), и на Которого после крещения, 5. Далее Лука говорит о Господе: Когда исполнились дни очищения, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как написано в законе Господнем, чтоб всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящаем Господу, и чтобы принести жертву, как сказано в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22—24); и сам очень ясно называет Господом Того, Кто дал закон. И Симеон, говорит он, благословил Бога и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Господи, с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 26—32). И Анна пророчица говорит он, подобным образом славила Бога, увидев Христа, и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления Иерyсалима (Лк. 2, 36, 38). Все это доказывает, что Один Бог, Который чрез пришествие Сына Своего открывает людям новое домостроительство свободы, новый завет. 6. Поэтому, и Марк, истолкователь и спутник Петра, так начал
свое Евангельское писание: Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия,
как написано у пророков: вот я посылаю Ангела Моего пред лицом
Твоим, который приготовит путь Твой [15]. Глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези
пред Богом нашим (Мк. 1, 1 и пр.). Он ясно называет
началом Евангелия слова святых пророков, и Кого они исповедали Господом
и Богом, Того он показывает Отцом Господа нашего Иисуса Христа,
Который и обещал Ему послать Своего вестника пред лицом Его: это
и был Иоанн, в духе и силе Илии, вопиющий в пустыне: приготовьте
путь Господу, прямыми сделайте стези пред Богом нашим. Пророки же
не возвещали то того, то другого Бога, но Единого
и Того же, хотя с разными обозначениями и под многими именами,
ибо Отец многообразен и богат, как я показал в предшествующей
книге, и впоследствии докажу это из самих пророков. В конце
Евангелия Марк говорит: Итак, Господь, после беседования с ними,
вознесся на небеса и сидит одесную Бога (Мк. 16, 19),
подтверждая сказанное пророком: Господь сказал Господу моему: сиди
по правую сторону Меня, пока я сделаю врагов Твоих подножием
ног Твоих (Пс. 109, 1). Таким образом Один и Тот же
Бог и Отец, Которого возвещали пророки, проповедует Евангелие, Которого
чтим и от всего сердца любим мы христиане, как Творца неба
и земли и всего, что в них. [11] Этих слов нет в Евангелии от Луки. [12] В принятом тексте Луки читается: в городе Давидовом. [13] Здесь слова: «людям благой воли» соответствуют чтению Вудьгаты и, по мнению Гарвея, принадлежали латинскому переводчику. [14] См. учение маркосиан в 1 кн. Иринея XV, 3. [15] Здесь опущены слова: «пред Тобою», — подобно как и в Сирском и других переводах. Гарвей. |
|