Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XIVО Луке, спутнике Павла, и об особенностях Евангельской истории, которые известны только чрез него.1. А что Лука был неразлучным (спутником) Павла и сотрудником его в благовествовании, он сам это объявляет не хвалясь, но будучи побуждаем самою истиною. Ибо, он говорить, когда Варнава и Иоанн, называемый Марк, отделились от Павла и отплыли в Кипр, то мы пришли в Троаду (Деян. 16, 8 и дал.); и когда Павел увидел во сне человека из Македонии, который говорил: приди в Македонию и помоги нам, тотчас говорит решились мы отправиться в Македонию, разумея, что призывал нас Господь благовествовать им. Итак отплывши из Троады, мы направили плавание в Самофракию. И потом он тщательно показывает все остальное путешествие свое до Филипп, и как они говорили первую речь: севши говорит мы разговаривали с собравшимися женщинами (Деян. 16, 13), и кто уверовали и сколь многие. И опять говорит: а мы после дней опресночных отплыли из Филипп и прибыли в Троаду, где и пробыли семь дней (Деян. 20, 5, 6). И все остальные подробности (своего путешествия) с Павлом он рассказывает по порядку, со всею тщательностью указывая места, города и число дней, пока не пришли они в Иерусалим, и что там случилось с Павлом, как связанный он был отправлен в Рим, имя сотника, его принявшего, и названия кораблей, и как потерпели кораблекрушение и на каком острове спаслись, как они были приняты человеколюбиво, а Павел помог начальнику этого острова, как отсюда они отплыли в Путеолы и потом прибыли в Рим и сколько времени пробыли в Риме (Деян. 21; 27; 28). Присутствуя при всем этом, Лука тщательно описал это так, что не может быть обличен во лжи или превозношении, потому что все эти (подробности) доказывают, что он и старше всех, ныне учащих иначе, и знал истину. Что он был не только спутник, но и сотрудник Апостолов, особенно же Павла, это и сам Павел объявил в посланиях говоря: Димас оставил меня и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию, один Лука со мною (2 Тим. 4, 10, 11), и тем показывает, что он всегда был вместе с ним и не разлучался. И еще в послании к колоссянам он говорит: приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 14). Если же Лука, который всегда проповедовал вместе с Павлом, от него был назван «возлюбленным», с ним благовествовал и им уполномочен передать нам Евангелие, не научен от него ничему другому, как явствует из его слов, то как эти люди, которые никогда не были вместе с Павлом, хвалятся, будто они научены сокровенным и неизреченным таинствам? 2. А что Павел просто, что знал, тому и учил не только
бывших с ним, но и всех его слушавших, это он сам
показывает. Ибо когда епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других
ближайших городов, собрались в Милете, так как он поспешал в Иерусалим
на праздник Пятидесятницы, то свидетельствуя им о многом
и говоря о том, что должно случиться с ним в Иерусалиме,
прибавил: знаю, что уже не увидите лица моего; посему, свидетельствую
вам в сей день, что чист я от крови всех. Ибо я не упускал
возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду,
в котором Дух Святый поставил вас епископами управлять Церковью Господа [48],
которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20, 3. Если же кто устранит Луку под тем предлогом, будто он не знал
истины, тот явно (чрез это) отвергнет Евангелие, коего учеником он представляет
себя. Ибо чрез него мы знаем о весьма многом и необходимом
в Евангелии, 4. Посему, они (еретики) необходимо должны принять и все прочее,
что сказано им (Лукою) или должны отказаться и от этого.
Ибо никто из имеющих смысл не позволит им нечто из сказанного
Лукою принимать как истинное, а нечто отвергать, как будто он не знал
истины. И если последователи Маркиона действительно отвергают это,
в таком случае у них не останется Евангелия; а они
сокращая Евангелие от Луки, я как прежде сказал [49],
хвалятся тем, что они имеют Евангелие. Последователи же Валентина
должны прекратить свое крайнее пустословие, ибо они из этого (Евангелия)
заимствовали много оснований для своих тонких умствований, осмеливаясь
худо истолковывать то; что им сказано хорошо. А с другой
стороны, если они принуждены будут принять и остальные (части Евангелий),
то, вникая в совершенное Евангелие и в учение Апостолов,
они должны раскаяться, чтобы им спастись от погибели. [48] Здесь у Иринея и в кодексе Безы стоит «Господа»; а в других рукописях Нового 3авета: «Господа и Бога»; в Сирском: «Христа», Гарвей. [49] См. выше третью кн. XII, 12. |
|