Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XVIУчение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием.1. Некоторые говорят, что Иисус был только сосудом Христа, в который свыше сошел как голубь Христос и, показав неименуемого Отца, вошел в Плирому непостижимым и невидимым образом, ибо Он не был постигнут не только людьми, но и небесными властями и силами, и что Иисус был Сын, и Христос Отец [53], а Отец Христа Бог; другие говорят, что Он пострадал мнимо, будучи но природе чужд страдания. Валентиниане говорят, что Иисус, который по домостроительству, был тот, который прошел чрез Марию, и на которого сошел с горней области Спаситель, называемый также Христом [54], так как Он имеет имена всех породивших Его, и тому, который по домостроительству, сообщил Свою силу и Свое имя, чтобы чрез него упразднилась смерть, а Отец сделался ведомым чрез Того Спасителя, Который сошел свыше, Которого называют также приятелищем Христа и всей Плиромы, так они языком исповедуют единого Иисуса Христа, но разделены в мнении; ибо как я уже заметил, таково их обыкновение говорить, что один был Христос, произведенный Единородным для укрепления Плиромы, другой Спаситель порожденный для прославления Отца, и еще иной тот, который по домостроительству. и о котором говорят, что он пострадал, тогда как Спаситель, носивший Христа, возвратился в Плирому. Поэтому, я нахожу необходимым привести все учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе и показать, что они не только ничего такого не думали о Нем, но еще более что они Святым Духом возвестили, что те, которые будут выдавать такие учения, суть посланники сатаны для ниспровержения веры некоторых и для отвращения их от жизни. 2. Что Иоанн одного и того же признавал Словом Божиим, Единородным,
воплотившимся для нашего спасения, (именно) Иисуса Христа
Господа нашего, это я достаточно показал из слов самого Иоанна.
И Матфей, признавая Одного и Того же Иисуса Христа, излагая
рождение Его по человечеству от Девы согласно с тем, как
Бог обещал Давиду от плода чрева его воздвигнуть вечного Царя, гораздо
ранее обещав то же Аврааму, говорит: родословие Иисуса
Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Mф. 1, 1); затем, чтобы освободить
наш ум от подозрения относительно Иосифа, говорить: рождество
Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде
нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа
Святого (Mф. 1, 18). Потом, когда Иосиф задумал отпустить Ее, так
как Она была непраздна, (Матфей говорит), что ангел явился ему и сказал: не бойся
принять Марию жену твою; ибо то, что Она имеет во чреве, есть от Духа
Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет
людей Своих от грехов их. A cиe произошло, да сбудется
реченное Господом чрез пророка: се Дева во чреве приимет и родит
Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Mф.
1, 3. Павел объяснил это самое, писавши к римлянам: Павел, апостол
Иисуса Христа, предопределенный к благовестию Божию, которое Он обещал
чрез пророков Своих в Святых Писаниях о Сыне Своем, Который
произошел по плоти от семени Давидова, Который предопределен
(как) Сын Божий в силе чрез Духа святыни посредством воскресения из мертвых
Иисуса Христа Господа нашего (Рим. 1, 4. И Симеон, который получил от Духа Святого обещание, что
он не увидит смерти прежде, нежели увидит Христа Иисуса, принимая
на руки Его, перворожденного от Девы, благословил Бога и сказал: ныне
отпущаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему с миром, ибо
видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля (Лк.
2, 5. Поэтому и Господь, по воскресении Своем, сказал ученикам: о несмысленные
и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что говорили пророки!
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу
свою (Лк. 24, 25, 26). И еще говорит им: вот слова, которые
Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему,
написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах.
Тогда отверз их ум, чтобы разумели Писания, и сказал им: «Так
написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов
во всех народах (Лк. 24, 6. Но поелику все вышеупомянутые (еретики), хотя языком исповедуют Единого Иисуса Христа, сами посмеваются над собою, иное думая и иное говоря; ибо их мнения разнообразны, как я показал: они говорят, что один пострадал и родился, это Иисус, а другой, сошедший на него, это Христос, Который опять восшел, и что тот, который произошел от Димиурга или есть по домостроительству, или который родился от Иосифа, подвержен страданию [57], а на него с невидимых и неизреченных (мест) сошел Тот, Которого они признают непостижимым, невидимым и бесстрастным: то они уклоняются от истины, потому что мысль их удалилась от Того, Кто есть истинно Бог, не зная, что Его Единородное Слово, всегда присущее роду человеческому, соединилось с своим созданием по воле Отца и сделалось плотию и есть именно Иисус Христос Господь наш, Который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить спасение и показать правило суда праведного всем, Им сотворенным. Итак, Один Бог Отец, как я показал, и Один Христос Иисус Господь наш, имеющий придти по всеобщему устроению и все восстановляющий в Себе. Во всем же есть и человек, создание Божие; поэтому, и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страдания страждущим, и Слово стало человеком, все восстановляя в Себе; так что как в пренебесном, духовном и невидимом (мире) начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и, присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время. 7. У него нет ничего неполного и неблаговременного, как и у Отца нет ничего несообразного. Ибо все это предведено Отцом, совершается же Сыном, как прилично и как следует, в надлежащее время. Поэтому, когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени хотела участвовать в таинственной чаше [58], то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4), ожидая того часа, который предуведен Отцом. Поэтому также, когда не раз люди хотели его схватить, сказано: никто не возложил на Него рук, ибо еще не пришел час (Ин. 7, 30) взяты Его, ни время страдания, предуведенное Отцом, как и пророк Аввакум говорит: когда приближатся годы, Ты будешь познан, когда придет время, Ты явишься; когда смутится душа моя во гневе, Ты вспомнишь Твою милость (Авв. 3, 2). И Павел говорит: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Гал. 4, 4). Из сего видно, что все предуведенное Отцом Господь наш совершил в порядке, вовремя и в предуведенный и надлежащий час, будучи Один и тот же, но богатый и многий. Ибо Он исполняет богатую и многую волю Отца, так как Он есть Спаситель спасаемых, и Господь находящихся под Его господством, и Бог созданных вещей, и Единородный (Сын) Отца, и Христос предвозвещенный, и Слово Божие воплотившееся, когда пришла полнота времени, в которое Сыну Божию надлежало сделаться Сыном Человеческим. 8. Итак, вне домостроительства (Христова) все те, которые под предлогом «знания» думают,
что один был Иисус, а другой Христос, и другой Единородный,
от Которого опять Слово, и иной Спаситель, Которого эти ученики
заблуждения признают произведением эонов, происшедших в несовершенстве:
эти люди по наружности овцы, ибо они кажутся подобными нам по образу
выражения, который употребляют наружно, говоря одинаково с нами,
а внутри они волки. Ибо их учение человекоубийственно, вымышляя
многих богов и представляя многих отцов, а уменьшая и на многое
разделяя Сына Божия: 9. Согласно с сим и Павел беседуя к римлянам; говорит: тем
более те, которые получают обилие благодати и праведности для жизни,
будут царствовать посредством Единого Иисуса Христа (Рим. 5, 17).
Итак, он не знал Того Христа, Который улетел от Иисуса,
и не знал горнего Спасителя, которого они называют непричастным
страданию. Ибо если один пострадал, а другой остался непричастен
страданию, и один родился, а другой сошел на родившегося и потом
оставил его, то уже оказывается не один, а двое. А что
апостол знал Одного и родившегося и пострадавшего Иисуса Христа,
он опять говорит в том же послании: неужели не знаете,
что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновлении
жизни (Рим. 6, [53] См. 1 кн. XII, 4. [54] Гарвей думает, что в латинском тексте здесь ошибочно стоит «Christum» вместо Totum (Παντα). См. II кн. ХШ, 6. !!!!! [55] T. е. человеческая природа Иисуса Христа. [56] В этих словах Исаии находили самое раннее таинственное указание на поклонение волхвов. Сл. Иустина разгов. с тр. 77; Тертулл. adv. iud. 9; с. Marc. III, 13. [57] Это место в латинском тексте темное, так как в нем есть пропуск, переведено сообразно с Сирским отрывком сочинения Иринеова, напечатанным с латинским переводом у Гарвея. [58] «Participare compendii poculo», участвовать в питии, которое произведено чрез превращение воды в вино compendialiter (сокращенно, непосредственным действием Божиим), как об этом говорит Ириней выше глава XI, 4. [59] По словам Грабе, такое чтение, отлично от принятого текста, встречается в латинской Вульгате, у Оригена и отчасти у Тертуллиана (adv. Marc. 5, 16). Сократ в Церк. Ист. (VII, 32) говорит, что это место повреждено теми, которые разделяли человечество Господа от Его Божества и что в древних списках стоит: παν πνευμα ο Ιησουν τον Χριστον λυει απο του Θεου ουκ εστι. Св. Поликарп (в посл. к Филип. VII ) благоприятствует нынешнему чтению. [60] Слова «славою Отца» опущены также и у Тертулл. (de Resurr. carn. с. 47). |
|