Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XVIIIО воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился.1. Когда ясно показано, что бывшее вначале у Бога Слово, Которым все создано, Которое также всегда было присуще роду человеческому, в последние времена согласно с временем предопределенным Отцом, соединилось с Своим созданием и сделалось человеком, могущим страдать, то устраняется всякое возражение тех, которые говорят: и если Он родился в то время, то значит прежде не было Христа«. Ибо я показал, что Сын Божий, вначале сущий у Отца, не (существовать) начал тогда, но воплотившись и сделавшись человеком, он снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т. е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе. 2. Ибо невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб
чрез непослушание, сам воссоздал себя и получил награду за победу;
также невозможно было, чтобы получил спасение тот, кто впал под власть
греха: то и другое сделал Сын, Который есть Слово Божие от Отца
происходящее, Который воплотился и нисшел даже до смерти и совершил
домостроительство нашего спасения. Ему веровать несомненно увещевая нас,
(Павел) опять говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет
на небо? т. е. Христа свести. Или кто сойдет в бездну? т. е.
Христа из мертвых возвести (Рим. 10, 3. Кто же участвовал с нами в пище? Выдумываемый ли
ими горний Христос, который распростерся чрез Предел и дал образ
их Матери, или Эммануил от Девы, Который вкушал масло и мед,
и о Котором говорить пророк: И Он есть Человек, и кто
познает Его (Иер. 17, 9)? Его именно проповедовал Павел: ибо я первоначально
предал вам говорить он, что Христос умер за грехи
наши по Писаниям, и что Он погребен был и воскрес
в третий день по Писаниям (1 Кор. 15, 4. И Сам Господь ясно указывает, Кто пострадал. Ибо когда Он спросил
учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
и когда Петр отвечал: Ты Христос Сын Бога живого, и был
Им одобрен, потому что не плоть и кровь открыли ему,
но Отец, сущий на небесах (Mф. 16, 13, 5. Если же Он не имел Сам пострадать, а должен бы
был улететь от Иисуса, то зачем Он и увещевал учеников
взять крест свой и следовать за Ним, крест, которого
Он Сам не взял по мнению этих (еретиков), а уклонился
от страдания? Ибо, что Он говорит не относительно признания
горнего Креста (Ставроса), как некоторые осмеливаются толковать, но о страдании,
которое Ему должно было потерпеть, и сами ученики Его имели понести, это
Он показал в словах: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет
ее; а кто потеряет, обретет ее. И что ученики Его должны
были пострадать ради Его, Он говорил иудеям: вот Я посылаю
к вам пророков и мудрых и учителей, и некоторых из них
вы убьете и распнете (Mф. 23, 34); и ученикам говорил:»пред
правителями и царями вы станете за Меня, и некоторых
из вас будут бить и умертвят и будут гнать из города
в город (Mф. 10, 6. Это же самое идет и к тем, которые говорят, что Он пострадал только по видимому. Ибо если Он не истинно пострадал, то нет Ему благодарности, когда не было никакого страдания, и если мы начнем действительно страдать, Он окажется обманывающим нас, увещевая терпеть удары и подставлять другую щеку, тогда как сам Он прежде не претерпел этого действительно; и как Он обманул их, кажучись тем, чем Он не был, так обманывает и нас увещевая нас терпеть то, чего Сам не потерпел. Мы будем даже выше Учителя, когда терпим и переносим то, чего не потерпел и не понес Учитель. Но как Господь наш есть Единый истинно Учитель, так истинно благ и терпелив Сын Божий, Слово Бога Отца, сделавшееся Сыном Человеческим. Ибо Он сражался и победил; ибо Он был человек, подвизавшийся за отцев и чрез послушание прекративши непослушание; ибо Он связал крепкого и разрешил слабых и даровал своему созданию спасение, разрушая грех. Ибо Он есть святейший и милосердый Господь и любящий человеческий род. 7. Итак Он соединил, как я уже сказал, человека с Богом.
Ибо если бы не человек победил врага человеческого, то враг
не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог
даровал спасение, то мы не имели бы его прочно. И если бы
человек не соединился с Богом. он не мог бы сделаться
причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и человеков надлежало чрез
Свое родство с тем и другими привести обоих в дружество
и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть
Бога [67]. Ибо каким образом мы могли бы
быть причастными усыновления Ему, если бы не опять получили
от Него чрез Сына общения с Ним, если бы Слово Его сделавшись
плотию не соединилось с нами? Посему Он и прошел чрез
всякий возраст, всем возвращая общение с Богом. Итак те, которые
говорят, что Он мнимо явился и не родился во плоти
и не сделался истинно человеком, доселе еще состоять под древним
осуждением, предоставляя греху господство, так как, по их мнению,
не побеждена смерть, которая царствовала от Адама до Моисея
и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5, 14).
Закон же, данный чрез Моисея, приходя и свидетельствуя о грехе,
так как (человек) есть грешник, хотя устранил его царство, обличая, что
он разбойник, а не царь, и показал его человекоубийцею,
но отягчил человека, имевшего в себе грех, показывая его повинным
смерти. Ибо хотя закон был духовен, но он только обнаружил грех,
но не уничтожил, ибо грех господствовал не над духом, а над
человеком. Ибо Тому, Кто предпринял убить грех и искупить человека
повинного смерти, надлежало сделаться тем, чем был. Он, т. е. Человеком,
Который был приведен в рабство грехом и находился под властью смерти,
дабы грех был умерщвлен человеком и человек ушел от смерти.
Ибо как чрез непослушание одного человека, который был первоначально создан
из невозделанной земли, многие сделались грешниками и потеряли
жизнь, так надлежало, чтобы чрез послушание Одного Человека, Который первый
родился от Девы, Многие оправдались и получили спасение. Таким
образом Слово Божие сделалось человеком, как и Моисей говорит: Бог,
истинны дела Его (Втор. 32, 4). Если же Он не сделавшись
плотию казался как бы плотию, то не истинно было дело Его.
Но чем казался, то Он и был, Бог, восстановляющий
в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить
смерть и оживить человека: и [66] Слово: быть отвержену или вставлено Иринеем из Марка (Мк. 8, 31) и Луки ( Лк. 9, 22) или было прежде в некоторых кодексах Матфея. [67] Это место в латинском тексте читается: et facere, ut et Deus assameret hoininem et homo so dederel Deo (и сделал то, чтобы и Бог воспринял человека и человек отдался Богу), и значительно разнится от греческого чтения у Феодорита (Dial, II), по коему мы сделали наш перевод. Грабе и другие издатели продпочитают чтение Феодоритово. |
|