Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава II.Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом.1. Моисей, во Второзаконии, делая сокращенное повторение закона, полученного от Творца, так говорит: «внемли небо и я буду говорить; и да слышит земля слова из уст моих» (Вт. 32.1). Еще Давид, говоря, что помощь ему пришла от Господа, сказал: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123.8). И Исаия признается, что слова (его) произошли от Бога, сотворившего небо и землю и владычествующего над ними: «слушай небо сказал он и внимай ушами земля, ибо Господь говорил» (Ис. 1.2). И еще: «так говорит Господь Бог сотворивший небо и утвердивший его, уставивший землю и то, что на ней, и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух тем, которые ходят по ней» (Ис. 42.5). 2. Еще Господь наш Иисус Христос исповедует Того Самого Отцом Своим, когда говорит: «славлю Тебя Отче, Господь неба и земли» (Мф. 11.25). Какого Отца должно разуметь нам по мнению этих негоднейших софистов Пандоры? Глубину ли, ими выдуманную, или Мать их или Единородного? Того ли, кого измыслили маркиониты или другие (еретики), что он не Бог, это и показал уже подробно, или что истинно, Творца неба и земли, Которого и пророки проповедовали, и Христос исповедует Своим Отцом и Закон возвещает, говоря: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой Един есть» (Вт. 6.4). 3. А что Писания Моисея суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеям, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» (Ин. 5.46,47), ясно показывая, что писания Моисея суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» (Лк. 16.31). 4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но 5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог: «Не клянись вовсе сказал Он ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф. 5.34,35). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо Мой престол, земля подножие ног Моих» (Ис. 66.1). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом, ни Царем великим. 6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21.13). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнит, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И, потому книжники, и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т. е., не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князи непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» (Ис. 1.23). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» (Иер. 4.22). 7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли
ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите
к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10.6). И самаряне, говорится,
когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали
по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам
веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» (Ин.
4.41,42). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» (Рим.
11.26); но он также назвал закон «пестуном нашим» (Гал.
3.24) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие
некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже
увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего
уязвления змея иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной
плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает
к Себе (Ин.
12.32; 3.14) и оживотворяет мертвых. [1]. [1] Эти слова Иринея: «люди не могут спастись...» приводит Августин в сочинении о первородном грехе против Пелагия (I, 2). |
|