Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава  V.

Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах

1. Итак, Один и Тот же Бог, Который сгибает небо, как книгу, и обновляет лице земли, Который создал временные вещи для человека, чтобы, созревая среди них, производил плод бессмертия, и Который по Своей благости приводит вечные (блага), чтобы «явить грядущим векам несказанное богатство благости Своей» (Еф.2:7), Который был возвещен законом и пророками, и Которого Христос исповедал Своим Отцом. Он же есть Творец, Он и Бог всевышний, как говорит Исаия: «Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок Мой, Которого Я избрал, чтобы познали, уверовали и уразумели, что Я есмь. Прежде Меня не было другого Бога и после Меня не будет. Я Бог и помимо Меня нет спасающего. Я возвестил и спас» (Ис.43:10—12). И еще: «Я Бог первый и Я выше будущего» (Ис.12:4). Он не двусмысленно, не надменно, не тщеславно говорит это; но поелику невозможно было без Бога познать Бога, то Он чрез Свое Слово научает людей знать Бога. А тем, которые не знают этого и потому думают открыть другого Отца, справедливо кто-либо скажет: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.17:29).

2. Ибо Господь наш и Учитель в ответе, данном саддукеем, которые отвергают воскресение и потому безчестят Бога и унижают Закон, и показал воскресение и открыл Бога, говоря так: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо о воскресении мертвых, — сказал Он, — не читали ли вы, что сказано Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака и БогИакова?» И прибавил: «Бог не есть (Бог) мертвых, но живых» (Мф.22:29—32), потому для Него все живы. Сими словами Он ясно показал, что Тот, кто говорил к Моисею из купины и обявил Себя Богом отцов, есть Бог живых. Кто же Бог живых, как не Тот, Кто есть Бог, и выше Которого нет иного Бога? Его и Даниил пророк, когда Кир царь персидский сказал ему: «почему не поклоняешься Богу?», возвестишь, говоря: «потому что я чту не идолов рукотворных, но живого Бога, уставившего небо я землю и владычествующего над всякою плотью»; и еще сказал: «буду покланяться Господу Богу моему, потому что Он есть живой Бог» (Дан.14:3—4,24). Итак, Тот, Которому пророки покланялись, как живому Богу, есть Бог живых; и Его Слово и говорило к Моисею, и обличило саддукеев, и даровало воскресение, то и другое открывая слепотствующим, т. е. воскресение и Бога. Ибо если Бог не есть (Бог) мертвых, но живых, а Он назван Богом почивших отцов, то без сомнения они живы для Бога и не погибли, так как суть сыны воскресения. Господь же наш Сам есть воскресение, как Он говорит: «Я воскресение и жизнь» (Ин.11:25). А отцы суть Его сыны; ибо сказано пророком: «вместо отцов Твоих стали Тебе сыны Твои» (Ис.44:17). Итак, Сам Христос с Отцом живых есть Бог, говоривший к Моисею и открывший Себя отцам.

3. И сему самому научая, Он говорил иудеем: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Почему же? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Во-первых (он веровал), что Он есть Творец неба и земли, единый Бог, во-вторых, что Он сделает семя его, как звезды небесные. Это и высказывается Павлом (в словах): «как светила в мире» (Флп.2:15). Посему справедливо, оставив свое земное родство, он последовал Слову Божию, странствуя с Словом Божиим, чтобы водвориться с Словом.

4. Справедливо и Апостолы, родом от Авраама, оставив корабль и отца, последовали Слову Божию. Справедливо и мы, имее ту же веру, как Авраам, взявши крест, как Исаак дрова, следуем Ему. Ибо в Аврааме человек наперед научился и навык следовать Слову Божию. Ибо Авраам по вере своей, последовав заповеди Слова Божия, с готовностью предал в жертву Богу Единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за все семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления.

5. Когда таким образом Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись, то он сильно возрадовался. Итак Аврааму не был неведом Господь, Коего день он желал видеть, ни Отец Господа, ибо он от Слова Господа узнал и уверовал в Него; почему и вменилось ему это от Господа в праведность. Ибо вера в Бога оправдывает человека, и посему он говорил: «простру руку мою к Богу Вышнему, создавшему небо и землю» (Быт.14:22). Но все это стараются ниспровергнуть те злонамеренные (учители) из-за одного изречения, которое ими понято неправильно.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»