Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава XI.

Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа

1. А что не только пророки, но и многие праведные люди, Духом Святым предвидя Его пришествие, молились дожить до того времени, когда увидят лицом к лицу Господа Своего и услышать слова Его, Господь показал, говоря ученикам: «многие пророки и праведные люди желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:17). Таким образом они желали слышать и видеть, если наперед не знали о Его будущем пришествии? Каким образом они могли наперед знать, если не получили о Нем знания от Него? Как и Писания могли свидетельствовать о Нем, если бы все верующим не открывалось и не показывалось одним и тем же Богом чрез Слово? Он то беседовал с Своим созданием, то давал закон, то укорял, то увещевал, и, наконец, освободил раба и усыновил, и в надлежащее время даст наследие нетления к совершенству человека. Ибо Он создал его для возрастания и умножения, как говорит Писание: «возрастайте и умножайтесь» (Быт.1:28).

2. И Бог тем различествует от человека, что Бог творит, а человек творится, и что Творец всегда Один и Тоть же, а тварь должна иметь начало, средину, приращение и умножение. Бог благотворит, а человек получает благодеения. Бог совершен во всем и Сам Себе равен и подобен, потому что Он весь есть свет, весь ум, весь существо и источник всех блат; а человек принимает приращение и преуспевает в отношении к Богу. Как Бог всегда Тот же, так и человек, находящийся в Боге, всегда будет преуспевать к Богу. Ибо ни Бог не перестает никогда благотворить и ущедрять человека, ни человек не перестает получать благодеения и ущедряться от Бога. Человек благодарный своему Творцу есть сосуд благости и орган прославления Его, а человек не благодарный, презирающий Создателя и непокорный Слову Его, есть сосуд праведного суда Его. Он обещал дать много тем, которые всегда приносят плод и имеют более талантов Господних. «Хорошо, — сказал Он, — добрый и верный раб, в малом ты был верен. над многим тебя поставлю; войди в радость твоего Господа» (Мф.13:17): так Сам Господь обещает весьма много.

3. Как, поэтому, Он обещал дать очень много плодоносящим по дару Своей благости, а не по изменению «познания», ибо Господь остается Тот же, и Тот же Отец открывается, так Один и Тот же Господь чрез Свое пришествие преподал позднейшим людям больший, чем в Ветхом Завете, дар своей благости. Те слышали чрез рабов о будущем пришествии Царя и в некоторой мере радовались, ожидая Его пришествия, а последние видели Его присутствие и, получив свободу и воспользовавшись Его даром, имеют большую благодать и обильнейшую радость, радуясь о пришествии Царя, как и Давид говорит: «душа моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его» (Пс.34:9). И поэтом во время входа Его в Иерусалим все, бывшие на улице Давидовой, признали Его в душевной скорби Его Царем своим и постилали Ему одежды свои и украсили дорогу зелеными ветвями, с великою радостью и восторгом восклицая: «осанна сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних» (Мф.21:8). Когда же вознегодовали худые правители, которые обманывали низших и господствовали над неразумными и потому не желали пришествия Царя, и говорили Ему: «слышишь ли, что эти говорят», то Господь сказал: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф.21:16; Пс.8:3), показывая, что сказанное Давидом о Сыне Божием исполнилось на Нем, и вразумляя, что они не знают силы Писания и устроения Божия, а что Он есть возвещенный пророком Христос, Коего имя хвалится по всей земле и Который из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу Своему Отцу. почему и слава Его вознеслась выше небес.

4. Если же Господь наш Иисус Христос есть Тот самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу тем, которые правильно и охотно и всем сердцем служат Ему; а презрителям и не покоряющимся Богу, которые для славы человеческой соблюдают внешние очищения — которые были даны во образ будущего, так как Закон изображал как бы тень и представлял вечное во временном и небесное в земном, и которые воображают, что они исполняют более заповеданного и свою ревность поставляют выше самого Бога, а внутри полны лицемерия, сладострастия и всякого зла, принес вечную погибель, отлучая их от жизни.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»