Глава XV.
Бог дал Закон для обуздания людей
и присоединил некоторые заповеди по жестокосердию их
1. Итак, Закон был для них (иудеев) и средством научения и пророчеством
будущего. Ибо Еог сперва наставлял их чрез естественные заповеди, изначала
насажденные в людях, т. е. чрез Десятисловие не исполняющий Которых
не имеет спасения и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит
во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых
на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне»
(Втор.5:22), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда
они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту,
желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное
с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом
рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину такого законодательства,
говорит: «вслед похотения сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые
и оправдания, в которых они не будут жить» (Иез.20:24). И Лука написал
о Стефане, который первый был избран Апостолами на диаконство и первый
убить, как мученик Христов, что он так сказал о Моисее: «Он принял заповеди
Бога живого[8], чтобы передать вам, Которому отцы ваши не хотели
быть послушными, но отринули Его и обратились сердцем своим к Египту,
сказав Аарону: сделай нам богов, которые бы предшествовали нам; ибо с
Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.
И сделали в те дни тельца и принесли жертвы идолу и веселились делом рук
своих. Бог же отвратился и предал их служить воинствам небесным, как написано
в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне жертвы и заклания
в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду
Бога Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы покланяться им»
(Деян.7:3843; Ам.5:2526), ясно показывая, что не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию.
Посему и в Исходе Он говорит Моисею: «Я пошлю пред тобою ангела Моего;
ибо Я не сойду с тобою, потому что ты народ жестоковыйный» (Исх.33:23).
2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им
даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то
Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не
было так» (Мф.19:78), извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая
Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость
и непокорность. И посему они получив от Моисее сообразную с их жестокосердием
заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом
Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине?
Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» (1 Кор.7:12);
и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» (1 Кор.7:6);
и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как
получивший от Господа милость быть верным» (1 Кор.7:25); и в другом
месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего»
(1 Кор.7:5). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается,
дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых,
чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении
и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в
Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством
вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение,
соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению
и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые,
из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона,
то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных»
(Мф.20:16), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи
овец (Мф.7:15), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие
в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за
то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением.
________________________
[8] Это чтение вместо «живые слова»
Гарвей объясняет из сирского чтения текста. По замечанию Грабе, с Иринеевым
чтением согласен кодекс Деяниий Оксфордской коллегии. |