Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга четвертая

Глава XVIII.

О жертвах и приношениях и о тех,
кто истинно их приносит

1. Итак, приношение Церкви, которое Господь научил приносить во всем мире, почитается у Бога чистою жертвою и угодною Ему; не то, чтобы Он нуждался в жертве от нас, но приносящий сам прославляется приношением, когда принимается его дар. Ибо чрез дар оказывается почтение и любовь к Царю; и Господь, внушая нам делать приношение во всей простоте и невинности, так проповедал: «когда приносишь дар твой к алтарю к вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред алтарем и пойди прежде примириться с братом твоим, и тогда, возвратившись, принеси дар твой» (Мф.5:23—24). Посему должно приносить Богу начатки Его творения, как и Моисей говорить: «не являйся пуст пред лицом Господа Бога твоего» (Втор.16:16), — дабы человек, за что благодарил тем и выразил свою благодарность и получил честь, которая от Него.

2. И не приношения вообще отменены, ибо есть приношения там (в Ветхом Завете), есть приношения и здесь (в Новом); есть жертвы у народа (иудейского), есть жертвы и в Церкви (христианской); но изменен только вид, так как приношение делается уже не рабами, а свободными. Ибо Один и Тот же Господь; но свой характер рабского приношения, и свой — (приношений) свободных, чтобы чрез самые приношения обличался признак свободы. Ничего нет у Него праздного, ничего — без знамения или без мысли. И посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отд. ала в сокровищницу Божию.

3. В начале Бог призрел на дары Авеля, потому что он приносил их в простоте и праведности, на жертву же Каина не призрел, потому что его сердце было разделено завистью и злобою против своего брата, как говорит Бог, обличая тайну его: «не согрешил ли ты, если правильно приносишь, но неправильно разделил? Успокойся» (Быт.4:7), ибо не жертвою умилостивляется Бог. Если кто только по наружности станет делать приношение исто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имее внутри грех, он не обманет Бога тем«. что правильно по наружности принесена жертва, и таковое приношение нисколько не будет ему полезно, а (только) устранение зачатого внутри зла, так чтобы оно чрез притворное действие или лучше чрез грех не сделало человека своим собственным убийцею. Поэтому и говорил Господь: «торе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что вы подобны окрашенным гробам. Снаружи гроб кажется красивым, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты, так и вы по наружности кажитесь людям праведными, а внутри исполнены злобы и лицемерия» (Мф.23:26). Ибо по наружности казалось, что они правильно приносят, а в себе самих имели зависть подобно Каину; почему и убили Праведного, отринув совет Слова, как Каин. К сему Оно говорило: «успокойся», но он не послушался. И им Оно говорило: «фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы чиста была и внешность» (Мф.23:26); но они не послушались. Ибо говорит Иеремия: «глаза твои, сердце твое недобры, но они направлены к любостяжанию и к пролитию праведной крови, к неправде и к совершению человекоубийства» (Иер.22:17). И Исаия говорит: «вы сделали совет, но без Меня, и заключили заветы, но не по Духу Моему» (Ис.30:1). Чтобы их внутреннее расположение и мысль своим обнаружением показали, что Бог невиновен и не делает зла — Он, Который обнаруживает только сокровенное, но не производит зла, — Он сказал Каину, когда сей не успокаивался: «к тебе обращение его, и ты будешь господствовать над ним» (Быт.4:7). Подобным образом Он сказал Пилату: «не имеешь никакой власти надо мною, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19:11), так как Бог всегда попускает, чтобы праведный из того, что претерпел и понес, оказан добрым и был принят, а злой за свои дела был осужден и изгнан. Итак, не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает то, что Бог принимает его как от друга. «Грешник же, — говорит Он, — закалающий для Меня тельца, все равно как бы он убивал собаку» (Ис.66:3).

4. Поелику же Церковь делает приношение в простоте, то по справедливости дар ее почитался у Бога чистою жертвою. Как и Павел говорит филиппийцам: «я избыточествую, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Флп.4:18). Ибо надлежит нам делать приношение Богу и во всем оказываться благодарными к Создателю Богу, в чистой мысли и, вере нелицемерной, в твердой надежде и горячей любви, принося Ему начатки Его творений. И такое чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения. иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, потому что они не приняли Слова, чрез которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу. Ибо некоторые из них утверждают, что Отец отличен от Создателя, и потому, принося Ему, окружающие нас творения представляют Его жадным до чужого и желающим чужого. Иные почитая окружающий нас мир произведением недостатка, неведения и страсти, когда приносят плоды неведения, страсти и несовершенства, тем самым грешат против своего Отца, скорее нанося Ему оскорбление, чем воздавая благодарность. Каким же образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть тело их Господа и чаша есть кровь Его, когда утверждают, что Он Сам не есть Сын Творца мира, т. е. Слово Его, чрез Которое дерево приносит плоды, текут источники, «земля дает сперва зелень, потом колос, наконец полное зерно в колосе» (Мк.4:28)?

5. Еще, каким образом они говорят, что плоть подвергается тлению и не участвует в жизни, — плоть, которая питается от тела и крови Господа? Пусть они или переменят мнение свое или перестанут приносить названные (вещи). Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа[13]. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные имее надежду воскресения.

6. Мы приносим Ему, не как будто нуждающемуся, но благодаря Его владычество и освящая тварь. Ибо как Вот не нуждается в чем-либо от нас, так мы имеем нужду приносить что-либо Богу, как Соломон говорит: «милосердствующий бедному дает взаймы Богу» (Прит.19:17). Не нуждающийся ни в чем Бог принимает на себя добрые действия наши, для того чтобы вознаградить нас Своими благами, как Господь наш говорит: «Придите благословенные Отца Моего, получите уготованное вам Царство. Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал Я, и вы напоили Меня; был странником и приняли Меня; был наг, и вы покрыли Меня, был болен и посетили Меня, в темнице был и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34—36). Посему, как Он ни в чем этом не нуждается, но хочет, чтобы мы делали эторади: нас самих, дабы мы не были бесплодны; так сие самое Слово дало народу (иудейскому) заповедь о приношениях, хотя в них не нуждался, чтобы он научался служить Богу; так и потому же хочет, чтобы и мы приносили дар к алтарю часто и неопустительно.

Итак, на небесах есть алтарь, ибо туда направляются наши молитвы и приношения, и храм, как говорит Иоанн в откровении: «и отверст храм Божий» (Отк.11:19), и скиния: «ибо вот, — говорит, — скиния Божия, в которой Он будет жить с людьми» (Отк.21:3).
__________________________

[13] У Иоанна Дамаскина, который приводит в своих Параллелях это место Иринея, читается: «возвещая общение и единство и исповедуя воскресение плоти», но Грабе и Гарвей почитают это прибавление неуместным.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»