Глава XXII.
Христос пришел для людей не одного времени,
но для всех, которые, живя благочестиво,
веровали в Него и которые будут веровать
1. В последние же времена, когда наступила полнота времени свободы,
Само Слово «омыло нечистоту дочерей Сиона» (Ис.4:4), когда Оно Своими
руками умыло ноги учеников! Ибо таков конец рода человеческого, составляющего
наследие Бога, чтобы как мы вначале чрез первых (людей) все подпали
рабству, ставши должниками смерти, так в последствии чрез Нового (человека)
все от начала ученики Его очистившись и омывшись от смертного и получили
жизнь Божию. Ибо Тот, Кто умыл ноги учеников, освятил все тело и привел
в чистоту. Поэтому, когда они возлежали. Он подавал им пищу, означая лежащих
в земле, которым Он пришел даровать жизнь. Так Иеремия говорит: «Господь
Святый вспомнил об умерших Своих Израиля, которые почили в земле погребения,
и сошел к ним, чтобы благовестить им спасение Свое, чтобы спасти их»[21]. Поэтому же и глаза учеников отягчились, когда Христос шел
на страдание и нашел их спящими. Господь сперва оставил их, показывая
терпение Божие относительно сна людей, а во второй раз разбудил их и поднял
в знак того, что Его предание есть восстановление спящих учеников, для
которых Он и «сошел в преисподняя земли» (Еф.4:4), чтобы Своими очами
видеть состояние почивших от трудов[22],
о которых Он и говорил ученикам: «многие пророки и праведные желали видеть
и слышать, что вы видите и слышите» (Мф.13:17).
2. Ибо Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия
кесаря уверовали в Него, и Отец оказал Свое помышление не ради ныне только
живущих людей, но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении
по силе боялись и любили Бога я праведно и благочестиво вели себя в отношении
к ближним и желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему, всех таковых
Он в втором пришествии Своем прежде воздвигнет от сна и как их, так и
прочих, имеющих судиться, воскресит и поставит в Свое царство Ибо «один
Бог, Который направлял патриархов сообразно с Своими распоряжениями и
оправдал обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» (Рим.3:30). Ибо
как мы были прообразованы и предуказаны в первых, так они отображаются
в нас, т. е. в Церкви, и получают награду за свои труды.
__________________________
[21] См. выше, III.20:4.
[22] Так понимает Гарвей текст
латинского перевода id quod erat inoperatun conbitionis.
|