Глава XXIV.
Обращение язычников было труднее обращения иудеев,
и труды Апостолов, занимавшихся первым,
были больше, чем труды, обращавших иудеев
1. Поэтому и Павел, апостол язычников, говорит: «я потрудился более
всех их» (1 Кор.15:10). Ибо для тех было легко оглашение (иудеев),
так как они имели доказательства от Писаний, слышавшие Моисея и пророков
легко принимали Перворожденнаго мертвых и Началышка жизни Божией, Который
чрез простертие рук поражал Амалика и чрез веру в Него оживлял человека
от укушения змее. А Апостол, как я показал в предшествующей книге[23], впервые оглашал язычников отстать от идолопоклонства и чтить
Единого Бога, Творца неба и земли и Создателя всего мира, и что есть Сын
Его Слово, чрез Которого Он создал, и Который в последнее время сделался
Человеком среди человеков, преобразовал род человеческий, сокрушил и победил
врага человека и даровал Своему созданию победу над противником. И хотя
обрезанные (иудеи) не исполняли Слов Божиих, потому что были презрители
(их), но они уже были научены не прелюбодействовать, не делать блуда,
не красть, не обманывать, и что все, что делается ко вреду ближних, есть
зло и ненавистно Богу. Посему они легко соглашались воздерживаться ох
этого, ибо были так научены.
2. А язычников надлежало научить и тому, что такого рода дела злы,
низки, и бесполезны и вредны для делающих их. Посему, принявший на себя
апостольство у язычников имел больше труда, чем проповедовавшие Сьша Божия
среди обрезанных. Ибо этим помогали Писания, которые Господь подтвердил
и исполнил, пришедши таким, как Он был проповедан, а там (являлось) какое-то
чуждое проповедание и новое учение, что боги народов не только не боги,
но и идолы демонов, а Один Бог, Который «выше всякого начальства, господства
и власти и всякого имени именуемого» (Еф.2:20), и что Его Слово, невидимое
по естеству, сделалось осязаемым и видимым среди людей и нисшло «даже
до смерти и смерти крестной» (Флп.2:8), и верующие в Него будут нетленны
и чужды страдания и получат Царство Небесное. И это проповедовалось язычникам
устно без (помощи) Писаний; поэтому, проповедовавшие среди язычников понесли
больший труд. И вера язычников в свою очередь оказывается благороднее,
ибо они послушались слова Божия без научения посредством Писаний.
___________________________
[23] См. выше, III.12:10. |