Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Ириней ЛионскийПротив ересей
|
Глава XXVII.О грехах людей древнего времени1. Как я слышал от некоторого пресвитера[25], который слышал от тех, которые видели Апостолов и были их учениками, наказание (объявленное) в Писаниях достаточно для древних людей за то, что они сделали без руководства Духа. Ибо, так как Вот не лицеприятен, то Он налагал наказание, сообразное с теми делами, которые были Ему неугодны. Так, когда Давид терпел за правду гонение от Саула и избегал царя Саула и не мстил своему врагу, воспевал пришествие Христа и поучал народы мудрости, все делал по руководству Духа и угождал Богу. Когда же по своей страсти он взял себе Вирсавию жену Уриину, Писание сказало о нем: «Дело, совершенное Давидом, показалось злым в очах Господа» (2 Цар.11:27); и к нему был послан пророк Нафан обличать его грех, чтобы, размыслив о себе самом, осудил сам себя и стяжал себе милосердие и прощение от Христа: «и (Нафан) сказал ему: были два человека в одном городе один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много стад овец и быков, а у бедного ничего кроме одной овечки, которую он держал и кормил, и она была с ним и с его детьми наравне: она ела от его хлеба и пила из его чаши и была ему как дочь. И пришел гость к богатому человеку и поскупился взять из стада своих овец и из стада своих волов и угостить гостя: он взял овечку бедняка и предложил ее пришедшему к нему. Давид очень разгневался на того человека и сказал Нафану: жив Господь, человек, сделавший, это должен умереть; и он должен возвратить овцу вчетверо за то, что это сделал и не пощадил бедного. И Нафан сказал ему: ты это сделал» (2 Цар.12:1 и сл.); и затем окончил остальное, укоряя его и исчисляя Божии к нему благодеяния и (показывая), что он оскорбил Господа таким поступком; ибо неугодны Богу такого рода дела, и великий гнев угрожает дому его. Тронутый этим, Давид сказал: «я согрешил Господу», и воспел покаянный псалом, ожидая пришествия Господа, омывающего и очищающего человека, уязвленного грехом. Подобное было и с Соломоном; он судил праведно, изъяснял премудрость Божию, строил храм образ Истины, излагал славу Божию, возвещал грядущий мир народам, предизображал Царство Христа, высказал три тысячи притч о пришествии Господа и пять тысяч песней, воспевая Бога, и раскрывал премудрость Божию в творении физиологически из всякого дерева, всякой травы, из всех птиц, четвероногих животных и рыб, и говорил: «ужели Бог, Которого небеса не вмещают, станет обитать с людьми на земле» (3 Цар.13:27)? И он угодил Богу, и все ему удивлялись, и все цари земные искали видеть его, чтобы послушать мудрости, данной ему Богом. Царица юга от пределов земли пришла к нему удостовериться в его мудрости, та, о которой Господь говорит, что она воскреснет на суде вместе с народом, слушающим Его слова и неверующим в Него, и осудит их, потому что она покорилась мудрости, возвещенной чрез раба Божия, а они презрели премудрость, подаваемую Сыном Божиим, ибо Соломон был раб, а Христос Сын Божий и Господь Соломона. Итак, когда он неукоризненно служил Богу и покорялся Его распоряжениям, тогда был славен; когда же взял себе жен от всех народов и дозволил им воздвигнуть идолов в Израиле, тогда Писание сказало о нем: «и царь Соломон был женолюбив и взял себе жен иноплеменных, и было во время старости Соломона, сердце его не было совершенно с Господом Богом, его, и жены иноплеменные совратили сердце его в след богов иных. И Соломон сделал зло пред Господом и не ходил в след Господа, как Давид, отец его. И Господь прогневался на Соломона, ибо сердце его не было совершенно в Господе, как сердце Давида, отца его» (3 Цар.11:1 и сл.). 2. И, поэтому, Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя
и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него.
Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его
пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи,
которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им,
если мы не презираем благодати Божией. Ибо, как они не вменяли нам[26] наших невоздержашй, которым мы предавались, прежде чем Христос
открылся между нами, так и нам несправедливо обвинять согрешивших прежде
пришествия Христа. Все люди «лишены славы Божией» (Рим.3:23), оправдываются же не сами собою, но пришествием Господа те, которые стремятся к свету.
И для нашего наставления описаны действия тех (древних) людей, дабы мы
знали, 3. Подобным образом ты увидишь, что и преступления простого народа
описаны не ради тех, которые тогда делали. эти преступления, но для нашего
наставления и чтобы мы знали, чтоОдин иТот же Бог, против Котораш те согрешали
и против Которого ныне согрешают некоторые из называющих себя верующими.
И это (по словам пресвитера) весьма ясно показал Апостол в послании к
коринфянам, говоря: «не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы
ваши все были под облаком и все крестились в Моисее в облаке и в море,
и все ели одну и ту же духовную пищу и все пили одно и то же духовное
питие; ибо пили из духовного, следовавшего за ними, камня, камень же был
Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в
пустыне. Это было образом для нас, чтобы мы не были похотливы на злое.
как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые
из них, как написано: народ сел есть и пить и встали играть» (Исх.32:6).
«И не будем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и
в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа,
как некоторые из них искушали, и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые
из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними как
образы, а описано в наставление нам, достигших веков. Посему кто думает,
что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10: 4. Когда таким образом Апостол несомненно и беспрекословно показывает,
что Один и Тот же Бог и судил прежние дела и истязует настоящие, и представляет
причину описания тех дел, то оказываются невеждами, дерзкими и безрассудными
все те, которые по причине преступлений древних людей и неповиновения
многих из них говорят, что иной был у них Бог, Который и есть Творец мира
и несовершен, и иной Отец, открытый Христом и постигаемый умом каждого
из них (еретиков), не понимая, что как там Бог не благоволил о многих
из них согрешивших, так и здесь «много званных, а мало избранных» (Мф.20:16),
как там неправедные, идолопоклонники и блудодеи погибли, так и здесь,
ибо Господь предсказывает, что таковые посылаются в огонь вечный, и Апостол
говорить: «или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии,
ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники
Царства Божияне наследуют» (1 Кор.6: [25] Предполагают, что здесь под пресвитером разумеется Поликарп или кто другой. [26] Т. е. язычникам до пришествия Христа. Эти слова идут еще от вышеупомянутого пресвитера и показывают, что он был языческого, а не иудейского происхождения. |
|