Глава II.
Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое
и даровал плоти нашей участие в спасении
1. Безрассудны и те, которые говорят, что Бог как бы жадный до чужого
пришел в чужое (достояние), чтобы человека, сотворенного другим, представить
тому Богу, который не творил и не создавал, но с самого начала лишен был
собственного создание людей. Итак, несправедливо пришествие Его, когда,
по словам их, Он пришел в чужое, и не истинно Он искупил нас Своею кровью,
если Он не истинно сделался человеком. возвращая Своему созданию то, что
сказано о нем вначале, т. е. что человек сотворен по образу и подобию
Божию, не хитростью похищая чужое, но Свое собственное достояние получая
правосудно и благостно, относительно отступничества право судно искупая
нас от него Своею кровью, а благо это относительно нас искупленных. Ибо
мы ничего наперед не дали Ему, и Он ничего не требует от нас, как будто
нуждающийся; мы, напротив, нуждаемся в общении с Ним, и потому Ой благостно
излил Себя Самого[2], чтобы нас собрать в недра Отца.
2. Безразсудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают
спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует
в нетлении. Но если не спасется она, то (значит) и Господь не искупил
нас Своею кровью, и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб,
нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить
только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою
истинно сделалось Слово Божие и искупило нас Своею кровью, как Апостол
Его говорит: «в Нем мы имеет искупление кровью Его и прощение грехов»
(Кол.1:14). И так как мы члены Его и питаемся Его творением, а творение
Он доставляет нам, повелевая восходить солнцу и падать дождю, как Ему
угодно, то чашу от сотворенного Он назвал Своего кровью, от которой Он
орошает нашу кровь, и хлеб от творения исповедал Своим телом, которым
укрепляет наши тела.
3. Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово
Божие и делаются Евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется
и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что
плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, плоть, которая
питается телом и кровью Господа и есть член Его? И св. Павел в послании
к Ефессяна говорит: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей
Его» (Еф.5:30), говоря это не о каком либо духовном и невидимом человеке,
ибо «дух ни костей, ни плоти не имеет» (Лк.24:39), но об устроении
истинного человека, состоящей из плоти, нерв и костей, и эта плоть питается
от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело
Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое
время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе
восстает чрез Дух Божий, все содержащий, а это потом по премудрости Божией
идет на пользу человека, и принимая слово Божие становится Евхаристиею,
которое есть тело и кровь Христова; так и питаемые от нее тела наши, погребенные
в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие
дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает
бессмертием и тленному даром. дает нетление, потому что «сила Божия совершается
в немощи» (2 Кор.12:9), дабы мы, как будто имеющие жизнь от себя
самих, не надмевались и не превозносились против Бога, возимевши неблагодарную
мысль, но опытом узнали, что по Его могуществу, а не по нашей природе,
имеем вечное пребывание, и не умаляли славы Божией, какова она есть, и
не были не ведущими нашей природы, а знали, что может Бог и какое благодеяние
человек получает, и никогда не уклонялись от истинных понятий о существующем,
как оно есть, т. е. о Боге и человеке. И не для того ли, быть может,
как я уже упомянул, Бог попустил нашему разложению в землю, чтобы
всячески вразумленные мы были тщательны во всем в отношении будущего,
зная Бога и самих себя.
_________________________
[2] Т. е. из недра Отчего
в мир.
|