Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава VI.

Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души

1. Бог прославится в Своем создании, делая его сообразным и подобным Своему Отроку. Ибо руками Отца, т. е. чрез Оына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеков; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию. Посему и Апостол говорит: «мы говорим премудрость между совершенными» (1 Кор.2:6), называя совершенными тех, которые получили Духа Божия и чрез Духа Божия говорят всеми языками, как и Он говорил. Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками, и для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей и изъясняли таинства Божии: таковых Апостол называет также «духовными», и они духовны по причастию Духа, а не по не унижению и устранению плоти и не потому, что стали только одним (духом). Ибо, если кто уничтожить существо плоти, т. е. создания, и будет разуметь только один дух, — таковое существо не будет уже человек духовный, но дух человека или Дух Божий. Когда же дух сей, соединенный с душою, соединяется с созданием, то человек делается, по причине излияния Духа, духовным и совершенным, и это есть (человек), сотворенный по образу и подобию Божию. Если же не будет в душе Духа, таковой по истине есть (человек) душевный и оставшись плотским будет несовершенный: он имеет образ (Божий) в создании, но подобия не получает чрез Духа, и потому он несовершенен. Таким же образом, если кто отнимет образ и отвергнет создание, то уже не может разуметь здесь человека, но или какую нибудь часть человека, как я выше сказал, или что либо другое, кроме человека. Ибо, ш плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека. И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: «Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23). Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т. е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему.

2. Посему он называет это создание храмом Божиим: «разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» Если кто разорит храм Божий, того погубит Бог, ибо храм Божий свят, а сей (храм) вы (1 Кор.3:16—17), — ясно называя тело храмом, в котором живет Дух. Так и Господь говорит о Себе: «разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его. А это Он говорил о теле Своем» (Ин.2:19,21). И не только храмом, но храмом Христа (Апостол) называет наши тела в следующих словах к Коринфянам: «разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены Христовы и сделаю их членами блудницы?» (1 Кор.6:15). Это говорил он не о другом каком либо духовном человеке, ибо этот не имеет дела с блудницею, но наше тело, т. е. плоть, пребывающую в святости и чистоте, называет членами Христовыми, когда же она имеет дело с блудницею, становится членами блудницы. Посему он и сказал: «если кто разорит храм Божий, Бог погубит его». И так не есть ли величайшее богохульство говорить, что храм Божий, в котором живет Дух Отца, и члены Христовы не участвуют в спасении, но уничтожаются? А что тела наши восстанут не по существу своему, но силою Божиею, он говорит Коринфянам: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, Бог же и Господа воскресил и нас воскресит силою Своею» (1 Кор.6:13).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»