Глава VIII.
Дары Святаго Духа приготовляют нас к нетлению
и делают духовными в отличие от плотских людей,
что в Законе означено чистыми и нечистыми животными
1. Ныне же мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего
усовершения и приготовления к нетлению, мало помалу приучаясь принимать
и носить Бога: это Алостол и назвал залогом, т. е. частью
обещанной нам Богом славы, когда в послании к Ефесянам говорит: «в Нем
и вы, услышав слово истины, Евангелие вашего спасения, и уверовав
в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия
нашего» (Еф.1:13); Сей залог, живя в нас, делает нас духовными,
и смертное поглощает бессмертием; ибо «вы, говорит, не по плоти
живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:9).
А это бывает не чрез потерю плоти, но чрез общение с Духом.
Ибо те, кому он писал, были не без плоти, но они получили
Духа Божия, «которым взываем: авва Отче» (Рим.8:15). Итак если
ныне, имея залог, взываем: авва Отче, то что будет, когда воскресши увидит
Его лицом к лицу, когда все члены в избытке радости вознесут песнь
прославляя Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал вечную
жизнь? Ибо, если залог, собирая человека в самого себя, уже производит
то, что он взывает: авва Отче, что сделает полная благодать
Духа, которая дается людям от Бога? Она сделает нас подобными Ему и совершит
волю Отца, ибо сделает человека по образу и подобию Божию.
2. И тех, которые имеют залог Духа и не служат похотям плотским. но покоряются Духу, и во всем поступают разумно, Апостол справедливо называет духовными, потому что Дух Божий живет в них. Но духовные люди не будут духами бестелесными; а существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека. Тех же, которые отвергают советь Духа и служат удовольствиям плоти, живут неразумно и необузданно предаются своим похотям не имея никакого желания божественного Духа, но живут подобно котам и собакам. Апостоле справедливо называет плотскими, потому что ни о чем другом не помышляют, кроме плотского. И по этой причине пророки таких людей за неразумный образе жизни сравнивают с неразумными животными, говоря: «они сделались неистовыми конями к женщинам, каждый из них ржет на жену ближнего своего» (Иер.5:8). И еще: «человек быв в чести уподобился скотам». Это значит, что человек по собственной вине делается подобным скотам, подражая неразумной жизни. И ны обыкновенно таких людей называем скотами и животными неразумными.
3. Все это образно предсказал Закон, изображая человека в различении животных: тех, которые имеют раздвоенные копыта и пережевывают пищу, называет чистыми, а не имеющих ни того ни другого или чего нибудь одного, выделяет как нечистых. Кто же чистые? Те, которые верою своею твердо шествуют к Отцу и Сыну, ибо это значит твердость имеющих раздвоенные копыта, и днем и ночью помышляют о словах Божиих, дабы украситься добрыми делами ибо это означает свойство отрыгающих жвачку. Нечистые (животные), не имеющие двойного копыта и не отрыгающие жвачки, означают тех, которые ни в Бога не веруют, ни размышляют о словах Его: такова мерзость язычников. Животные пережевывающие, но не имеющие раздвоенных копыт, также нечисты: это образное представление иудеев, которые хотя имеют на устах слова Божии, но не утверждают прочного корня своего в Отце и Сьше; поэтому род их и склонен к падению. Ибо животные с одним копытом легко падают, и гораздо тверже те, которые имеют двойное копыто, потому что разделенные копыта на пути сменяют друг друга и одно поддерживает другое. Животные, имеющие двойные копыта, но не отрыгающие жвачки, это образ всех еретиков и тех, которые не размышляют о словах Божиих и не украшаются делами праведности, которым и говорят Господь: «что говорите Мне: Господи, Господи, и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Таковые говорят, что веруют в Отца и Сына, но никогда не размышляю, как должно, о словах Божиих, и не украшены делами праведности, но, как я сказал, усвоили себе образ жизни свиней и собак, предаваясь нечистоте, обжорству и прочей небрежности. Всех таковых, которые по своему неверию и невоздержности не принимают божественного Духа и разнообразными свойствами отталкивают от себя животворящее Слово и неразумно действуют по своим похотям, Апостол справедливо назвал «плотскими» и «душевными», пророки скотами и зверями, обычай нарек скотами и неразумными, а Закон обозначил нечистыми.
|