Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава  X.

Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною

1. Чтобы мы, угождая плоти, не отвергли привития Духа, (Апостол) говорит: «ты, дикая маслина, привился к хорошей маслине и стал общником сока маслины» (Рим.11:17,24). И как привитая дикая маслина, если остается в своем прежнем состоянии, т. е. дикою, «отсекается и бросается в огонь»; если же удерживает прививку и превратится в добрую маслину, то делается плодоносною, как бы насажденною в царском саду; так и люди, если чрез веру сделаются лучшими и получат Духа Божия и дадут Его плоды, то будут духовными, как бы насажденными в раю Божием. А если отвергнут Духа и пребудут в прежнем состоянии, желая принадлежать более плоти, чем Духу, то весьма справедливо говорится о таковых, что «плоть и кровь не наследуют царства Божия», так как бы кто сказал, что дикая маслина не принимается в рай Божий. Итак Апостол удивительно показывает нашу природу и все распоряжение Божие в своем рассуждении о плоти и крови и о дикой маслине. Ибо как добрая маслина, оставленная в пренебрежении и некоторое время запущенная в дикости, приносит дикие плоды и сама собою делается дикою маслиною; или с другой стороны дикая маслина, при тщательном уходе, быв привита возвращается к прежнему естественному плодоношению; так и люди, предавшись небрежению и порождая, как плоды лесные, плотские похоти по своей вине делаются бесплодными в праведности. Ибо в то время, когда они спят люди, враг сеет вещество плевел; и поэтому Господь заповедал своим ученикам бодрствовать (Мф.13:25; 24:42; 25:13; Мк.13:33). И опять, люди, которые не приносят плодов правды и как бы запутанные тернием, если употребят тщание и как бы прививку получат Слово Божие, приходят в прежнюю природу, ту, которая сотворена по образу и подобию Божию.

2. Но как привитая дикая маслина не теряет существа дерева, но изменяет качество плодов и получает другое название, и есть и называется уже не дикая, но добрая маслина: так и человек верою привившийся и приняв Духа Святого не теряет существа плоти, но изменяет качество плодов дел и получает другое название, означающее его перемену на лучшее, и уже есть и называется не плоть и кровь, а человек духовный. Опять, как дикая маслина не будучи привита, по своей дикости, пребывает бесполезною для своего господина, и как бесплодное дерево срубается и бросается в огонь: так и человек не получая чрез веру прививки Духа, остается тем, что был прежде, и будучи плотью и кровью не может наследовать царства Божия. Посему хорошо говорит Апостол: «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия», и «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:8), — не для того, чтобы отвергнуть существо плоти, но привлечь излияние Духа. Поэтому он говорит: «смертному сему надлежит облечься в бессмертие, и тленному сему облечься в нетление» (1 Кор.15:53). И еще говорит: «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:9). Яснее же показывает это, говоря: «тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил го мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:10—11). И еще в послании к римлянам говорит: «ибо если живете по плоти, то умрете» (Рим.8:13—14), — не отрицая у них жизни во плоти, ибо он сам будучи во плоти писал им, но отсекая похоти плоти, умерщвляющие человека. И поэтому прибавил: «а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все вводимые Духом Божиим суть сыны Божии».


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»