Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава XVIII.

Все сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть от Отца, не принял бы плоти

1. И такое столь великое домостроительство Он совершил не через чужие, но чрез Свои создания, и не чрез те, которые произошли от неведения и несовершенства, но чрез те, которые получили сущность от мудрости и силы Отца Его. Ибо Он не несправедлив, чтобы желать чужого, и не нескуден, чтобы не Своими собственными (средствами) дать жизнь Своим (созданиям), но Свое творение употребляет для спасения человека. Ибо Его не вынесла бы тварь, если бы она была плодом’ неведения и несовершенства. Что само Слово Божие воплотившееся было повешено на дереве, это я не раз показал, и сами еретики признают, что Он был распять. Каким же образом произведение неведения и несовершенства могло носить Того, Кто содержит знания всего и есть истинен и совершен? Или каким образом, скрытая от Отца и далеко отстоящая тварь, носила Слово Его? Если она создана и ангелами, не знающими или знающими Всевышняго Бога, то каким образом, — когда Господь сказал: «Я в Отце и Отец во мне есть» (Ин.14:1), — создание ангелов могло носить Отца и вместе Сына? Каким образом находящаяся вне Плеромы тварь приняла Того, Кто содержит всю полноту? Итак, если все это не возможно и не имеет доказательств, то истинна только проповедь Церкви, что собственное Его Творение, существующее от силы, художества и мудрости Божией, носило Его: оно невидимым образом носится Отцом, видимо же напротив носит Его Слово, и это есть истинно.

2. Ибо Отец носить творение и вместе и Слово Свое, а Слово, носимое Отцом, дает Дух всем (существам), как Отец хочет, — некоторым по сотворению то, что свойственно твари, т. е. создание, другим — по усыновлению, т. е. рождение от Бога. И таким образом оказывается Единый Бог Отец, Который выше всего, и чрез все и во всем. Выше всего Отец и Он ест глава Христа; чрез все — Слово и Оно есть глава Церкви, во всех же нас Дух, и Он есть живая вода, которую доставляет Господь верующим в Него право и любящим Его и знающим, что «один Отец, Который выше всего и чрез все и во всех нас» (Еф.4:6). Об этом свидетельствует ученик Господа Иоанн, в Евангелии. говоря так: «вначале было Слово и Слово было у Бога и Бог было Слово. Оно было вначале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него ничто не произошло». Потом о самом Слове сказал: «в сем мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И еще, указывая на домостроительство относительно человеческой природы, сказал: «Слово стало плотью и обитало с нами». И еще присовокупил: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, — полное благодати и истины» (Ин.1:1—3,10-12,14). Таким образом он ясно показывает желающим слышать, т. е. имеющим уши, что Один. Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех, Которым все сотворено, и что сей мир есть Его собственный и чрез Него сотворен по воле Отца, а не чрез ангелов, ни чрез отступничество, несовершенство и неведение, ни чрез какую то силу Пруника, которую называют некоторые также Матерью, и ни чрез другого и какого-то Творца мира, неведующего Отца.

3. Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Еоторый в последние времена сделался человеком и существовал в сем мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того видимо пришел к Своим, и стал плотью, и простерся на дереве, чтобы все восстановить в себе. «И Свои человеки не приняли Его», как это и Моисей открыл народу: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и не уверуешь жизни твоей» (Втор.28:66). Посему, не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие, и есть истинный человек с невидимыми (существами), имеющий общение посредством разума и правильно установляющий закон, чтобы все и каждое пребывало в своем чине, над видимыми же и человеческими (существами), царствующий явно и всем достойно совершающий Свой праведный суд, как и Давид ясно показывает, говоря: «Бог наш явно придет и не умолчит»; потом и о суде Его говорит: «пред ним возгорится огонь и вокруг него сильная буря. Призовет небо свыше и землю, чтобы судить народ Свой» (Пс.49:3—4).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»