Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Ириней Лионский

Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)

книга пятая

Глава XXVIII.

О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира.

1. Итак, поелику в этом мире некоторые приходят к свету и чрез веру соединяются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отделяются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приготовляет приличное жилище, — тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались ин и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия. И поэтому Он, говорит, что сущие по правую сторону призываются в Царство Отца, а тех, которые по левую сторону, он пошлет в огон вечный, ибо они сами себя лишили всех благ.

2. И поэтому Апостол говорит: «за то, что они не приняли любви Божией для своего спасения, за сие и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2.10-12). Ибо, когда он (антихрист) придет, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество, и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божием, чтобы обольщенные им поклонялись ему как Христу, почему и справедливо «будет брошен в озеро огненное» (Отк. 19.20). Бог же по Своему предведению знает все это наперед и в надлежащее время пошлет такового человека, «так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, но возлюбившие неправду». Пришествие его Иоанн в Откровении так изобразил: «и зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но сия смертельная рана исцелена, и дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сражаться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонились ему все живущие на земле, которых имя не написано в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет уши да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убит мечем. Здесь терпение и вера святых». Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком: «он говорил как дракон, и действовал пред ним со всею властью первого зверя; и заставлял всю землю и живущих на ней покланяться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена. И сделает великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю пред людьми, и он обольстил живущих на земле» (Отк. 13.2-10; 11-18). Это (сказано), чтобы не подумал кто, что он будет делать знамение божественною силою, а не волшебством. И не должно удивляться, что когда ему служат демоны и отступившие ангелы, он чрез них совершает знамения, которыми обольстил живущих на земле. Далее (Иоанн) говорит: «и повелит сделать образ зверя, и даст дух образу, чтобы образ (зверя) и говорил и действовал так, чтобы убиваемы были те, которые не будут поклоняться ему. Ибо будет положено начертание на челе и на правой руке, чтобы никому нельзя было купить или продать, кроме того, кто имеет начертание имени зверя или число имени его; и число его шесть сот шестьдесят шесть», т. е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течении шести тысяч лет.

3. Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: «и совершилось небо и земля все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые создал» (Быт. 2.1,2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо дев Господний как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год.

4. И посему во всякое время человек, вначале созданный руками Божиими, т. е. чрез Сына и Духа, делается по образу и подобию Божию, так как отбрасываются плевелы, которые суть отступничество, а пшеница, т. е. верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу. Поэтому, для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и чрез терпение проникнутые Словом Божиим и очищенные огнем годны были к Царскому пиру. Так некто из наших, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: «я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»