Глава
XI.
О жизни Мелитона
Сардийского почти ничего неизвестно. Нет возможности установить год его
рождения. Как епископ Сардийский в Лидии, он принимал участие на Лаодикийском
соборе 167 года по вопросу о времени празднования Пасхи, где он защищал малоазийскую
традицию квартадециманов. Согласно свидетельству Евсевия (НЕ IV, 13,
8; 26, 1.2), он подал императору Марку Аврелию в 11 году его Царствования, т.е.
в 169 году, свою Апологию. Он, кроме того, боролся с монтанизмом. По
словам Поликрата Ефесского, он скончался незадолго до 190 года.
Мелитон был одним из тех христианских писателей, слава которого
далеко известна в свое время, но сохранилась ненадолго. Современники величают
его громкими эпитетами «божественного и всемудрого учителя» (Анастасий Синаит,
Οδηγός, гл. ΧΙΙ-ΧΙΠ),
«мужа исполненного Св. Духа» (Поликрат у Евсевия, НЕ V 24), «тонкого
ритора» (блаж. Иероним, De vir. ill. 24). О нем упоминают Ипполит, Ориген
Тертуллиан и др. Но любопытно, что слава его очень быстро поблекла. Уже после
Анастасия Синаита о нем никто из писателей Церкви не упоминает, а из многочисленных
его произведений, приведенных у Евсевия и Анастасия, не сохранилось ничего,
кроме заглавий и незначительных фрагментов.
Творения.
Согласно свидетельству Евсевия и Анастасия, перу Мелитона Сардинского
принадлежат нижеследующие произведения:
- Апология или Слово о вере (Λόγος
υπέρ της πίστεως),
или еще по другому упоминанию у того же Евсевия Προς
Αντωνΐνων βιoλίδιον.
По-видимому, временем её составления надо признать период самодержавия
Марка
Аврелия, т.е. 169-176 гг. Евсевий сохраняет выдержки из этой Апологии.
Мелитон взывает к прямоте императора и защищает христиан. Христианство
и империя родились одновременно и должны дать счастье человечеству. Любопытен
такой аргумент «от мира сего.» Христианство преследовали
только худые императоры, как Нерон и Домициан.
- Две книги о Пасхе (τα περί του
Πάσχα δύο), упоминаемые там же у
Евсевия (НЕ IV 26, 2.). Это был, по-видимому, трактат в защиту малоазийской
традиции.
- Об образе жизни пророков (Περί πολιτείας
και προφητών), известный
Евсевию и блаж. Иерониму. В нем, вероятно, говорилось о монтанизме.
- О Церкви (Περί εκκλησίας).
- О воскресном дне (Περί κυριακής).
- О природе человека (Περί φύσεως
ανθρώπου, в некоторых рукописях,
правда, надписываемое Περί πίστεως
άνθρωπου, т.е. О вере человека).
- О создании (Περί πλάσεως),
т. е. О творении человека.
- О послушании веры (Περί υπακοής
πίστεως).
- О чувствах (Περί αισθητηρίων).
Существует, однако, в некоторых рукописях и такое заглавие Περί
υπακοής πίστεως
αισθητηρίων.
- О душе и теле (Περί ψυχής
καΐ σώματος).
- О крещении (Περί λουτρού).
- Об истине (Περί αληθείας).
- О создании и рождении Христа (Περί κτίσεως
και γενέσεως Χρίστου).
Анастасий Синаит упоминает О воплощении Христа, что может быть не
отдельным произведением, а только вариантом заглавия.
- О пророчестве (Περί προφητείας).
- О гостеприимстве (Περί φιλοξενίας).
- Ключ (ή Κλείς), т.е. Ключ Писания или
некий предметный словарь изучению Св. Писания, и в таком случае он должен
был быть признан оним из древнейших опытов составления подобных библейских
указателей. Кардинал Питра предполагал найти след этого «Ключа» в
одной Страсбургской рукописи, но, как доказали Роттманнер и Дюшэн,
рукопись кардинала
Питра представляет собою позднейшую (из XI века) компиляцию из латинских
писателей: блаж. Августина, Григория Великого и др., надписанную именем
Мелитона.
- О диаволе (Περί του διαβόλου).
- Об апокалипсисе (Περί της άποκαλύψεως
Ιωάννου). Некоторые рукописи содержат О диаволе и об апокалипсисе Иоанна, но Руфин и блаж. Иероним
различают эти два трактата, Оригену был известен этот трактат.
- О телесности Божией (Περί ενσωμάτου
θεού), или, как упоминает Ориген: Περί
του ένσώματον
είναι τον θεόν и
упрекает Мелитона в учении антропоморфизма.
- Эклоги (έκλογαί), по-видимому
некий разбор ветхозаветных текстов.
- О страдании [Христа] (είς το πаθо
с).
- Мелитону приписывалось и произведение Об исходе Марии Девы, сохранившееся
в греческом, латинском и арабском изводе. В этом трактате говорилось о блаженном
успении Божией Матери, но, как теперь установлено, оно восходит ко времени
не ранее IV века.
|