my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Мелитон Сардийский

[Saint Melito of Sardis]

Годы жизни

 

Св. Мелитон родился приблизительно в начале II в. и дожил, вероятно, до глубокой старости, скончавшись ок. 190 г.

 

 

 

Деяния

 

Был епископом города Сарды в Лидии при императоре Антонине Пие. (Евсевий HE IV, 13, 8; там же IV, 26, 1)
Обрел наибольшую известность в церковных и общественных кругах при Марке Аврелии (161—180).
Посетил Палестину (Евсевий. Церк. ист. IV, 26, 14).

 

 

 

Т в о р е н и я

 

Полное собрание дошедших до нас фрагментов произведений Св. Мелитона на русском языке см.:
* Сочинения древних христианских апологетов. [М.:] Фонд Благовест; СПб.: Алетейя, 1999.
* Эл. версия готовится на: www.danuvius.orthodoxy.ru

 

Апология

или Слово о вере (Λόγος υπέρ της πίστεως),
или «Книжечка к Антонину» (Προς Άντωνίνον βιβλιδιον).

Время написания:
период самодержавия Марка Аврелия, т. е. 169—176 гг.

Произведение адресовано императору Марку Аврелию.

Поводом к написанию «Апологии» послужило новое гонение на христиан, разразившееся при этом императоре.

Три фрагмента сочинения сохранились у Евсевия и один в «Пасхальной хронике».

 

о Пасхе

(τα περί του Πάσχα δύο)

< Читать >

Упоминается у Евсевия (НЕ IV 26, 2.)

Время написания:

приблизительно 160—170 гг.


Жанр:

  • принадлежит к жанру гомилий.
  • сближается по стилю и литературным приемам с жанром «ораторских выступлений» («декламаций» — μελέται) и «похвальных слов,» весьма распространенных в античной риторике.


Тема:

защита малоазийскойтрадиции празднования Пасхи.


Источники:

  • на греческом:

    Papyrus Chester Beatty-Michigan
    Papyrus Bodmer XIII
    (датируются приблизительно IV в.)
    Papyrus Oxyrchynchus 1600 (небольшой фрагмент).

  • Сохранились также переводы «О Пасхе» на древние языки (правда, обычно во фрагментарном виде): латинский, сирийский, коптский и грузинский.

 

Относительно слов Евсевия о «двух книгах „О Пасхе“» существуют след. гипотезы:

  1. Евсевий мог счесть гомилию «О душе и теле» за вторую книгу «О Пасхе», т . к. в древности гомилии «О Пасхе» и «О душе и теле» были объединены в одну. (А. Г. Дунаев)
  2. текст гомилии имел хождение в виде двух книг. (С. Холл [S. G. Hall])

 

О душе и теле

< Читать отрывок из грузинского перевода >

Упоминает Евсевий как «О душе и теле, или О едином».

Несколько фрагментов сохранились в сирийском переводе, хотя не совсем ясно, относятся ли эти фрагменты к этому сочинению.

  1. гласит, что Отец послал Своего Сына нетелесного (в латинском переводе данного фрагмента — sine corpore) с неба и Тот воплотился в утробе Девы, родившись как Человек, чтобы оживотворить человека и собрать его члены, разделенные и рассеянные смертью.
  2. говорится о Христе распятом: все творение пришло в ужас и изумление от этого «нового таинства» (novum mysterium), ибо «Судия был судим, Бесстрастный пострадал» и т. д. Но когда Господь воскрес из мертвых и освободил человека, смысл данного таинства стал понятен твари.

Отрывок из грузинского перевода данного творения нашел и опубликовал М. Ван Есбрук в 1972 г. Сочинение имеет название «О душе и теле и страстях Господних» и по содержанию во многом совпадает с сирийскими фрагментами.

Есть еще два сирийских фрагмента с аналогичным содержанием:

  1. выдержка из «Слова о Кресте», отсутствует в списке трудов св. Мелитона у Евсевия
  2. надписывается «Из сочинения о вере». (Евсевий упоминает два схожих надписания: «О вере человеческой» и «Об истине, вере и Рождестве Христа.»)

 

Эклоги

Выдержки (έκλογαί)


Евсевий приводит выдержку из предисловия к «Эклогам»
(Церк. Ист. IV, 26)

Цель написания:

  • представить список (κατάλογον) ветхозаветных книг.
  • сделать выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и «ко всей нашей вере.»

Жанр:

Судя по данному зачину, произведение св. Мелитона относилось к жанру «Свидетельств» (Testimonia), распространенному в раннехристианской письменности.

Мелитон приводит полный перечень свящ. писаний Ямнийского канона. Это древнейший из известных христ. списков канона ВЗ.

 

О крещении

(Περί λουτρού)

Упоминается у Евсевия

До нас дошел весьма обширный фрагмент от сочинения.

Здесь крещение понимается во «вселенском и космическом аспекте:» согласно святителю, вся земля «омывается» (λούεται — «купается,» или «принимает крещение») дождями и реками; океан называется «баптистерием солнца» (το του ήλιου βαπτιστήριον) и «баней луны» (το της σελήνης λουτρόν), в котором они, вместе с звездами, принимают «таинственное крещение.» Но если небесные светила, — задает вопрос св. Мелитон, — принимают таковое крещение, то почему Христос не мог креститься во Иордане? Ибо Он есть Царь небес, Глава творения (κτίσεως ήγεμών), «Солнце востока,» или «единственное Солнце,» просиявшее и мертвым в аду, и смертным в мире (τοις εν κοσμώ βροτοις). — Подобная «космическая перспектива» видения таинства крещения у св. Мелитона объясняется, скорее всего, его полемикой с «псевдогностиками,» среди которых отрицание этого таинства было достаточно широко распространено.

Алексей Сидоров. Лекции по патрологии.

 

О Боге воплотившемся

(так названо у Евсевия)

У преп. Анастасия есть один фрагмент сочинения св. Мелитона под названием «О Воплощении Христа». Предполагается, что это то же сочинение, имеющее др. наименование.

Сам сохранившийся фрагмент весьма важен для понимания христологических воззрений св. Мелитона.

В нем говорится об «истинности и реальности (το αληθές και το άφανταστον) души и тела Христа, [обладающего] нашей человеческой природой.» Деяния Господа, особенно Его чудеса, творимые после крещения, являют Его Божество, сокрытое в плоти (κεκρυμμένην εν σαρκι θεότητα). Ибо Он есть Бог и, одновременно, совершенный Человек, и две Его сущности (τίχς δύο αυτού ουσίας) познаются нами: Божество познается через творимые после крещения чудеса, а человечество,скрывающее «признаки» (τα σημεία) Божества в течение тридцати лет до крещения (хотя и в это время

Господь оставался «истинным и предвечным Богом» — θεός αληθής προαιώνιος υπάρχων), — через несовершенство, присущее плоти (δια το ατελές το κατά σάρκα). Если данный фрагмент действительно принадлежит св. Мелитону (некоторые сомнения на сей счет все же остаются), то можно прийти к выводу, что этот древнецерковный писатель, в силу своей четкой терминологии

(«две сущности,» «совершенный Человек»), знаменует собой значительный прогресс святоотеческой христологии во II в.

Алексей Сидоров. Лекции по патрологии.

 

О диаволе и Откровении Иоанна

Ориген приводит маленькую выдержку из него
(В нем говорится, что Авессалом (2 Цар. 15 -17) есть «образ диавола» (τύπον του διαβόλου), восставшего на Царство Христово).

Евсевий, Руфин и блаж. Иероним предполагают два различных трактата «О диаволе» и «Об Откровении Иоанна».

 

 

Сочинения св. Мелитона, о которых известны лишь названия :

(из Евсевия)

  • Об образе жизни и о пророках (Περί πολιτείας και προφητών)
  • О Церкви (Περί εκκλησίας)
  • О дне Господнем (О воскресном дне (Περί κυριακής))
  • О вере человеческой
  • Об истине, вере и о рождении Христа
  • О творении (или О создании (Περί πλάσεως), т. е. О творении человека)
  • О послушании чувств вере (Περί υπακοής πίστεως)
  • О пророчествах о Христе (Περί προφητείας)
  • О гостеприимстве (Περί φιλοξενίας)
  • Ключ (ή Κλείς)
      … для Спасителя типом является лев, единорог, пантера, харадр, феникс, и т. п.; типом дьявола является лиса, онагр, куропатка и т. п.; типом известных добродетелей или пороков человека является антилопа, муравей, слон и т. п. Животная символика уже в первые века христианства получила широкое распространение: по крайней мере уже во втором веке ощущается потребность собрать в едином своде всевозможные, выработанные церковной практикой символические применения свойств известных животных. Для удовлетворения такого рода потребностей и был, по-видимому, составлен известный «Ключ» Мелитона
      А. Д. Карнеев. Физиолог. СПб., 1890. С. 25 

 

 

Произведения не принадлежащие св. Мелитону,
но ему приписываемые:

 

Речь Мелитона Философа, которую держал он пред Императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины

(Слово Мелитона Философа, сказанное в присутствии Антония Кесаря)

Явно не принадлежит св. Мелитону.
Написано на сирийском языке анонимом в начале III в.
Автор доказывает бессмысленность многобожия и идолопоклонства и убеждает язычников в высоком значении веры в истинного Бога.

См. также: о сочинении И. П. Реверсов


Об исходе Марии Девы

Сохранилось в греческом, латинском и арабском переводе.
Восходит ко времени не ранее IV века.
В этом трактате говорится о блаженном успении Божией Матери


Некоторые фрагменты

(в греческом оригинале и сирийском переводе), извлеченные из неизвестных произведений.

 

 

Свидетельства:
 

В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: …Говорить ли о … Мелитоне евнухе (*), целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день…

послание Поликрата Ефесского к папе Виктору
(Евсевий. Церк. ист. V, 24, 2—6)

 

…свидетельствует современный им епископ города Сард Мелитон, известный по Апологии, которую он написал в защиту нашей веры императору Веру.

(Евсевий. Церк. ист. IV, 13, 8)

 

На это время приходится расцвет церковных писателей: Егезиппа, которого мы уже знаем; Дионисия, епископа Коринфского; Пинита, Критского епископа; Филиппа, Аполлинария, Мелитона…

(Евсевий. Церк. ист. IV, 21)

 

В это же время на верху своей славы находились Мелитон, епископ в Сардах, и Аполлинарий, епископ в Иераполе, которые — каждый особо — обратились к тогдашнему римскому императору с Апологией нашей веры. До нашего сведения дошли следующие произведения Мелитона: «О Пасхе» две книги; «Об образе жизни и о пророках»; «О Церкви»; «О дне Господнем»; «О вере человеческой»; «О творении»; «О послушании чувств вере» и, кроме того, «О душе и теле, или О едином»; «О крещении»; «Об истине, вере и о рождении Христа»; «О пророчествах о Нем»; «О гостеприимстве»; «Ключ»; «О диаволе»; «Об Откровении Иоанна»; «О Боге воплотившемся» и, наконец, «Прошение к Антонину».

(Евсевий. Церк. ист. IV, 26, 1)

 

Мелитон, епископ Сардийский, написал книгу в защиту христианского учения и адресовал ее императору Марку Антонину Веру, воспитаннику оратора Фронтона. Известно немало других его сочинений, среди которых «О еврейской Пасхе» — две книги, одна книга о жизни пророков, «О церкви», «О дне Господнем», «О вере», «О псалмах», «О чувствах», «О душе и теле», «О крещении», «Об истине», «О приходе Христа», «О пророчестве Христа», «О гостеприимстве», «Ключ», «О дьяволе», «Об Апокалипсисе Иоанна», «О телесности Бога» и шесть книг Эклоги.
Тертуллиан в своих семи книгах (**), написанных в защиту Монтана, сатирически отзывается об ораторском таланте Мелитона и о приписываемых ему пророческих способностях.

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах Глава 24.

 

Св. Ипполит Римский в своем сочинении «Малый Лабиринт», направленном против монархиан, называет св. Мелитона среди тех отцов Церкви, которые провозглашали «Христа Богом и Человеком.»

Преп. Анастасий Синаит (VII в.) говорит о нем как о «божественнейшем и мудрейшем учителе».

 


(*)(τον εύνουχον — термин, обозначающий раннехристианских аскетов, воздерживавшихся от брачных отношений)

(**) в произведении «Об экстазе»?

 

См. также:

Протоиерей Петр (Преображенский). О Мелитоне Сардийском и его сочинениях.

 

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4