Д. Литургические труды
17. «Литургия», связанная в традиции церковной с именем св. Василия Великого,
представляет в теперешнем своем виде весьма разработанный чин евхаристического
богослужения, который, конечно, не может полностью принадлежать времени св. Василия.
Многочисленные и разнообразные дополнения и нарастания принадлежат гораздо
более позднему времени. Несомненно, что основное ядро евхаристического канона
и общая структура всего чина восходят ко временам самой глубокой древности,
т. е. ко времени жизни св. Василия. Но требуется большая, кропотливая и долгая
работа критической оценки всего текста, чтобы прийти к окончательным и бесспорным
заключениям о времени возникновения того или иного текста или подробности в чинопоследовании.
Основание этому положено, и основание исключительно добросовестное и серьезное,
в капитальной докторской диссертации проф. Греческого языка и Санскрита СПБской
Д. Акад. прот. М. И. Орлова, «Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения».
СПВ, 1909, стр. XIV + LXXXVII + 412.
Превосходное, даже художественное по внешнему виду и исключительно высокое
в научном отношении, это сочинение о. Орлова далеко превосходит по своим качествам
все, что в то время было издано в области литургики на Западе (напр. труды
Swainson'a, Brightman'a). Автор использовал многие десятки греческих и славянских
рукописей литургии св. Василия, сравнил их самым строгим критическим образом,
прекрасно издал и объяснил. |