Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Архимандрит Киприан (Керн).

Золотой век святоотеческой письменности

| содержание |

Глава 5. Св. Григорий Нисский

§ 2. Литературное наследие

Определение бесспорных дат в эпоху, от нас настолько отдаленную, является, как известно, делом весьма нелегким, а зачастую и осужденным на неудачу. Насколько можно судить, в списке трудов св. Григория Нисского надо считать наиболее ранними его писания на тему «Шестоднева». Эти произведения появились недолго спустя после смерти св. Василия, т.е. около 379–380 гг. Надо ли делать из этого тот вывод, что пока старший и знаменитый брат был еще жив, младший не дерзал взяться за перо, но во всяком случае, только после этой даты св. еп. Нисский начинает свою литературную деятельность. Он себя считает призванным продолжать дело умершего знаменитого брата. Так, он дополняет своими двумя трактатами недоконченное раннее толкование св. Василия на «Шестоднев». Затем он продолжает после смерти Василия его полемику с Евномием. Но тут — не одно только влияние старшего на меньшего. Во всяком случае, св. Григорий не находится в безусловной, рабской зависимости от св. Василия. Он идет по той же линии, но вносит и много нового, в частности, гораздо больше св. Василия он способен к философским обобщениям и находится под несомненным влиянием платонизма.

Творения св. Григория могут быть подразделены на: а) экзегетические, б) догматико-полемические,в) нравственно-аскетические, г) проповеди и д) письма.

 

А. Экзегетические

  1. «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру»
  2. «Об устроении человека» (Оба трактата должны быть отнесены к годам непосредственно после кончины св. Василия, т.е. 379–380 гг.).
  3. «О жизни Моисея законодателя» (Время написания не поддается точному определению. Принято думать, на основании введения в эту книгу, поскольку автор говорит о своих «седых волосах» [1], что он был уже старым человеком. Обычно сходятся на том, что этот труд надо относить к 380–390 гг.).
  4. «О надписании псалмов»
  5. «Толкование на Екклезиаст»
  6. «Толкование на Песнь песней»
  7. «Толкование блаженств»
  8. «Толкование молитвы Господней»
  9. «О чревовещательнице»

Эти шесть произведений, датировка коих представляет затруднения непреодолимые, являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа.

 

Б. Догматико-полемические

  1. «Большой Катехизис» (Написан около 383 г.).
  2. «Диалог о душе и воскресении» («Macrinia»). (Этот диалог между младшим братом и старшей сестрою, бывшей уже на одре смертельной болезни, происходил тотчас же по возвращении св. Григория с собора Антиохийского 379 года. Таким образом, можно отнести это произведение к тому же году или к 380 г.).
  3. «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертию».
  4. «Против Евномия» (12 книг, написанных, по-видимому, не в один прием. Это произведение направлено против «Апологии на Апологию» Евномия. Сначала была написана первая книга — вероятно, немного спустя по смерти св. Василия, т.е. в 380 году. Затем появилась и вторая книга, вероятно, скоро спустя после первой. Наконец, в 381–383 гг. была составлена и третья книга, разделенная на 10 частей. Таким образом составилось представление о 12 книгах, тогда как на самом деле их только три.).
  5. «О Святом Духе против духоборцев» (Окончание его не сохранилось. Точная датировка затруднительна).
  6. «К Авлавию о том, что не три Бога»
  7. «К Евстафию о Святой Троице»
  8. «К Симпликию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа»
  9. «К Эллинам, на основании общих понятий»
  10. «Против судьбы»
  11. «Против Аполлинария Лаодикийского» (Написано не ранее 385 г.). Три трактата («Против Ария и Савеллия», «Против иудеев» и «Слово против Манихеев в десяти силлогизмах») признаны теперь неподлинными.

 

В. Нравственно-аскетические

  1. «О названии христианина» (К Гармонию).
  2. «О совершенстве и том, каким должен быть христианин»
  3. «О цели жизни по Богу»
  4. «О девстве»
  5. «О порицании»
  6. «Житие Макрины»

 

  1. P.G. 44, col. 300 В. ^

 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»