Глава 16
1—6. Прибытие в пустыню Син.
7—36. Чудесное ниспослание израильтянам
пищи: перепела и манна.
1. И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
1. Через месяц по выходе их Египта (Чис. 33:3) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море (Чис. 33:1011).
2. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
3. и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
2—3. Ропот направлен против обоих братьев их божественного
посланничества: «вывели
нас в пустыню» (ср. 3:10), а вместе с тем и против
самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти (Пс. 77:18;
105:14), основанием для ропота является боязнь голодной смерти, более мучительной,
чем смерть от египетских казней в состоянии полного материального
довольства: «сидели у котлов мясных» (ср. Чис. 11:45).
4. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет;
5. а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.
4—5. Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» не должно
иметь места. Дан будет хлеб с неба, т. е. манна (ст. 15; Пс. 77:24),
в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан
народ досыта (ст. 8; Пс. 77:25). Ежедневное собирание манны
напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога
(Втор. 8:1617) и в то же время приучало к точному
исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме
субботы (29). В этом отношении дарование манны является испытанием народа
еврейского.
6. И сказали Моисей и Аарон всему (обществу) сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской,
7. и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?
8. И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пишу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
6—8. Прежде объявления воли Божией, Моисей и Аарон стараются остановить ропот.
Роптать против них нет оснований, так как не они, Моисей и Аарон,
вывели евреев из Египта и подвергли последних бедствию: «мы что
такое, что ропщете на нас?» Ответственным за бедствие является
сам Бог, так как Он вывел народ из Египта. Как ответственный за лишения,
Господь услышал народный ропот и явился Израилю. И в этом предстоящем
явлении Сущего заключается основание для прекращения недовольства. Бог, изведший
евреев из Египта и теперь подвергший их лишению, сам и устранит
последнее: «вечером даст мяса, а утром хлеба.»
9. И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш.
10. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
9—10. Явление славы Господней, служившее указанием на присутствие
Бога среди народа (Чис. 16:19 и д.; 3 Цар. 8:10,11), было наглядным
доказательством справедливости предшествовавшей речи Моисея.
11. И сказал Господь Моисею, говоря:
12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
14. роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
15. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
13—15. По свидетельству путешественников весной на синайском
полуострове бывает такая масса перелетных птиц, что их можно ловить руками.
Это естественное явление и послужило орудием в руках Промысла Божия
для напитания евреев. По указанию Чис. 11:9, появление росы сопровождалось
появлением манны. Но так как роса сходит с небес (Втор. 33:13,28;
Зах. 8:12), то и манна, даруемая небом, называется «хлебом
с неба» (ст. 4; Пс. 77:24; 104:40; Неем. 9:15; Ин. 6:31).
По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как иней, или
желтовато-голубого цвета, была похожа на бдоллах, а по вкусу
была то же, что лепешка с медом (31; Чис. 11:7). Самое слово «манна» образовано
из двух еврейских слов: «ман,» «ма» что
и «гу» он, и буквально значит: что это?
Производство от «манан» дарить не имеет для
себя основания в тексте. Подобно появлению перепелов, дарование манны
считается со времени Иосифа Флавия явлением естественным. Как он, так
и другие исследователи отождествляют библейскую манну с манной тамарисковой
вытекающей из тамарисков в виде клея. В жидком состоянии последняя
имеет темновато-грязный цвет, а в сухом совершенно белый;
собирается на Синайском полуострове в вади Фейран и Гарандел
в то же самое время, в которое находились евреи в пустыне
Син, в мае, июне. Но при всем сходстве между манной библейской
и тамарисковой есть и существенное различие. Оно касается прежде
всего количества. Евреи собирали манну каждый по гомору (ст. 16),
следовательно, все в достаточном количестве; между тем тамарисковой манны
добывается в год не более 500600 фунтов.
Манной евреи питались во все сорокалетнее странствование (ст. 35),
даже на восточно-иорданской стороне (Нав. 5:12), между тем тамарисковая
манна, кроме пустыни Син, нигде теперь не встречается. Тамарисковая манна
вроде воска, а библейская как мука или крупа, которую могли
молоть в жерновах, толочь в ступе и варить в котле (Чис.
11:8). Библейская манна подвергалась разложению (20), а тамарисковая нет;
первая не появлялась по субботам (27), последняя собиралась и в этот
день.
16. вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.
17. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
18. и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
16—18. Количество собираемой манны измерялось гомором (евр. «омер» спор).
Данный термин служил названием неизвестной меры вместимости, а обозначает «сосуд
для питья, какой обыкновенно имеют при себе жители Востока в своих путешествиях
по пустыне для черпания воды из источников» (Михаэлис). Такой же
точно взгляд высказывает и другой экзегет Канне. И так
как эти домашние сосуды при относительном равенстве могли быть различной вместимости,
то этим и объясняется то обстоятельство, что у собравших
больше манны (17) при измерении ее гомором не было лишнего и у собравших
меньше не оказалось недостатка. Большие по числу членов семьи имели
и большие гоморы, благодаря чему в них и могло вместиться большее
количество собранной манны, лишней манны не оказалось. Меньшие
семейства имели меньшие гоморы, и в них вошло столько манны, сколько
было нужно для семьи, недостатка не было. Если указанным пониманием
термина «гомор» достаточно объясняется речь ст. 18, то ему
не противоречит замечание ст. 36, что гомор 1/10 ефы.
В виду неодинаковой его вместимости было вполне естественно указать отношение
его к определенной мере.
19. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
20. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.
19—20. Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадностью (ср. Чис. 11:3233).
21. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть;
когда же обогревало солнце, оно таяло.
22. В шестой же
день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли
все начальники общества и донесли Моисею.
23. И (Моисей) сказал
им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что
надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что
останется, отложите и сберегите до утра.
24. И отложили
то до утра, как повелел (им) Моисей, и оно не воссмердело,
и червей не было в нем.
22—24. Так как народу не был разъяснен смысл приказания собирать
в шестой
день двойное количество манны (5), то вполне естественно, что он не понимал
его. Намек на это содержится в поведении начальников общества. Они
доносят Моисею о выполнении его повеления, как бы дожидаясь указания,
что же следует делать с двойным количеством манны.
25. И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26. шесть дней собирайте его, а в седьмой день суббота: не будет его в этот день.
27. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать и не нашли.
27. Имевшее
место на первый раз непослушание некоторых из народа было устранено
впоследствии вторичным повторением закона о субботе (2830).
28. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
29. смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день.
30. И покоился народ в седьмой день.
31. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
32. И сказал Моисей: вот что повелел Господь, наполните (манною) гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской.
33. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши.
34. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею.
32—34. Так как устройство скинии собрания и ее принадлежностей,
в частности ковчега завета, относится к позднейшему времени, то, по мнению
одних экзегетов, события данных стихов имели место гораздо позднее пребывания
евреев в пустыне Син. Другие же на основании 7 и дальнейших
стихов 33 гл. Исх. предполагают, что до построения скинии у евреев
существовало особое святилище, в котором и был поставлен сосуд с манной.
35. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской.
35. Замечание ст. 35 принадлежит позднейшему времени и автору.
36. А гомор есть десятая часть ефы. |