Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА І.

1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

2. который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его,

5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных; Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,

6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земныя. Ей аминь.

8. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

9. Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как-бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний;

11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филаделфию и в Лаодикию.

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись увидел семь золотых светильников,

13. и посреди семи светильников подобнаго Сыну Человеческому, облеченнаго в подир *) и по персям опоясаннаго золотым поясом:

14. глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

15. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленныя в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

19. Итак напиши, что ты видел, в что есть, и что будет после сего.

20. Тайна семи звезд, которыя ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников которые ты видел, суть семь церквей.

*) Подир —длинная одежда иудейских первосвященников и царей.

I.
Надписание книги, предрешающее содержание ея (1-2). Цель ея написания, доксология И. Христа и авторизация книги (3-9). Видение подобнаго Сыну человеческому (10-16), заключительныя объяснения по поводу видения (17-20).

1. Откровение, каковым словом начинает свою пророческую книгу св. Иоанн, является здесь заглавием, выражающим сущность ея содержания. Дальнейшия слова: которое дал ему Бог, должны обозначать то, что в этом сообщении откровения св. Иоанну совершилось исполнение Божественнаго предвечнаго предопределения. На это указывают и дальнейшия слова: «чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре». Откровение Апокалипсиса есть как бы продолжение откровения, уже сообщеннаго И. Христом своим ученикам во время Его земной жизни. По толкованию св. Андрея Кесар., «вскоре» употреблено здесь применительно к вечности Божией, для котораго «тысяча лет как день вчерашний» (2 Петр. III, 8). Глагол «показал» предполагает здесь непосредственно действующим лицом Самого  И. Христа, — это с одной стороны; а с другой указывает на то, что форма сообщения откровения не форма пророчества, но форма видений и символов, доступных прежде всего чувственному зрению. Название ангела — общее название слуги Божия, вестника Божия. Ангел, как вестник, как слуга воли Божией, должен сообщить это откровение св. Иоанну, рабу Божию, как некоторому посреднику, так как не все люди способны и достойны непосредственно от ангела воспринять Божественное откровение.

2. 2-й ст. объясняет, почему св. Иоанн может быть этим достойным посредником, — потому что он свидетельствовал слово Божие… Он, Иоанн, свидетельствовал, т. е. передавал и сообщал то учение И. Христа, которое в Его устах было свидетельством, доказательством Его Божественнаго посланничества, и те великия чудеса и деяния И. Христа, которыя и по слову Его Самого должны были служить в глазах людей удостоверением того же посланничества. Вот ради своей бывшей близости к И. Христу Иоанн теперь выставляет себя достойным и правоспособным передатчиком Божественнаго откровения, — Апостолом Христовым.

3. Слово «блажен» — применительно к XXII, 18-19 может означать и свободу от казней последняго времени и радостное вступление в будущий новый Иерусалим. Назвав блаженными читателей и слушателей своего Апокалипсиса, Иоанн поясняет, чего он ожидает и желает от них. К ним он предъявляет требование, чтобы они были соблюдающими написанное. Это подтверждается и окончанием третьяго стиха: «ибо время близко». Христианин должен иметь в виду откровения Апокалипсиса ο близкой кончине мира, ο блаженстве праведников и мучениях грешников, так как может случиться, что эта кончина застанет его совершенно неожиданно и потому неприготовленным.

4. Иоанн это — тот, который назван был рабом И. Христа в первом стихе. Он обращается с полученным откровением к семи церквам Азии, — той передней части малоазийскаго полуострова, которая была местом проповеднической деятельности Апп. Павла и Иоанна, и где было основано несколько христианских обществ — церквей. Обращается только к этим семи церквам как к типу соборной церкви и еще потому, что именно эти семь церквей И. Христос избрал сосудом для восприятия тайн грядущаго. К этим церквам Иоанн обращается с обычным Апостольским приветствием, которому Апостолы были научены самим И. Христом. Эта благодать и мир преподаются не от него, Иоанна, а от «Того, Который есть, и был, и грядет». Это последнее выражение повторяется в Апокалипсисе еще два раза: I, 8 и IV,8. В обоих случаях это имя прилагается к Богу Отцу, к первой Ипостаси Св. Троицы, — так и здесь. О преподании же мира и благодати от других лиц Св. Троицы говорится св. Иоанном в дальнейшем течении речи. Именно ο благодати и мире от Св. Духа говорится в словах: «и от семи духов, находящихся пред престолом Его». Это — не силы или добродетели Божии, не высшие ангелы, — ибо ангелы сами по себе никогда не называются подателями благодати и мира, как существа творныя, хотя бы и высшия. Большинство толкователей 1) под семью духами разумеют Св. Духа. Право на такое толкование дают те аналогии, которыя мы находим в других местах св. Писания (Ис. XI, 2-3; Захар. IV, 6, 10). Единая Ипостась Св. Духа символически изображается седмерицею духов (ни более ни менее) потому, что число семь — как бы печать духа н выражает собою полноту благодатных даров, раздаваемых от Св. Духа (1 Кор. XII, 4-11).

1) Андрей Кесар., Викторин, Ebrard, Жданов.

5. Третьим источником благодати и мира, наравне с Богом Отцом и Св. Духом, является И. Христос. Тайнозритель характеризует Его: 1) как свидетеля. И. Христос свидетельствовал, учил ο Божественной любви к людям и ο призвании всех людей к божеству, — подобно древним пророкам, и подобно исповедникам и мученикам, за которыми и утвердилось это название — мучеников; 2) И. Христос характеризуется как свидетель верный, — в том смысле, что Он Свое учение, Свою проповедь ο спасении запечатлел Своими страданиями; 3) характеристика И. Христа заключается в словах «первенец из мертвых» (ср. Колос. I, 18). Название I Христа первенцем из мертвых должно быть понимаемо как указание на Его совершенство и превосходство пред всеми рожденными от смертных. Он первый, единственный из всех смертных, ибо только Он один воскрес своею собственною силою и властью. Это же есть и указание на Его Богочеловеческую природу. 4) Характеристикою И. Христа служит указание на Его царское достоинство: Он есть «владыка царей земных». Здесь цари земные берутся, очевидно, как представители всего человечества, всей его власти и силы. Непосредственно к характеристике И. Христа, как подателя благодати и мира, св. Иоанном присоединяется прославление. В этом прославлении обращает на себя внимание своеобразность конструкции речи. Своеобразность произошла вследствие крайняго возбуждения тайнозрителя и крайней быстроты течения представлений в его уме: это есть новое свидетельство особенности Апокалипсиса, как книги отличной от других пророческих книг и написанной в состоянии высшаго пророческаго экстаза.

6. Смысл выражения 6-го ст. может быть выяснен по аналогии с выражением Ап. Петра: «народ избранный, царское священство» (1 Петр. II, 5). Христиане начинают составлять царство Христово, поскольку господствуют при помощи Божией благодати над своими человеческими страстями и вожделениями, поскольку следуют И. Христу, отрекаясь от себя и неся свой крест. В соответственном сему смысле христиане могут быть названы и священниками. Они священники Богу и Отцу Его, т. е. они служат Ему, принося безкровную жертву, принося Ему свои молитвы и сердца, сокрушенныя и смиренныя. В этом жертвоприношении священнодействует и должен священнодействовать всякий христианин. За все Ему (И. Христу) слава, т. е. прославление, хвала благодарности и державы, т. е. подчинение Его могуществу.

7. Стих седьмой хотя также говорит об И. Христе, но уже по отношению к будущему, по отношению к Его второму пришествию. Изображение этого второго пришествия, которое должно быть напечатлено в памяти христиан, отчасти такое же, какое находим и в других местах св. Писания (Мф. ХХII , 30; ср. XXVI, 64; Дан. VII, 13). Иоанн мог почерпнуть это выражение из своей памяти как слышатель беседы I. Христа, или из пророчества Захарии: они воззрят на Него, Котораго пронзили и будут рыдать ο Нем (Захар. XII, 10). Достойно примечания, что это пророчество св. Иоанн приводит и в своем Евангелии, как, очевидно, ему хорошо известное. Под выражением: «и те, которые Его пронзили», нужно разуметь не только потомков иудеев по плоти, но лиц и из других народностей, которыя своею греховною жизнью, своим отвержением Евангелия будут вторично пронзать Спасителя (Галат. II, 17, 19, 21).

8. В 8 ст. говорится ο Боге Отце, как первопричине Божественнаго ведения, который по 1 ст. дал откровение И. Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так же как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщеннаго в Апокалипсисе. — «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель есть действительное начало и первопричина всякаго бытия. Вместе с тем Он есть и конец (альфа первая буква греческой азбуки, омега — последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. I, 17). Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению, и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшаго и как окончание предыдущаго.

9. Тайнозритель называет себя по имени, — это согласно с ветхозаветною и новозаветною апокалиптикою (Даниил VII, 15; VIIІ, 1). — В дополнение к сказанному во 2 ст. тайнозритель в 9 ст. говорит ο себе как ο брате. Название брата и здесь, как и в других местах Апокалипсиса (VI, 11; XII, 10; XIX, 10), употреблено не с целью особеннаго отличия себя от других верующих, но с целью указания большаго сродства и близости. Последующия же слова: «и соучастник в скорби» являются дальнейшим раскрытием той же мысли. Иоанн не только брат по своей природе, но подобен им и в других условиях жизни. Он также подвергся гонению за имя Христа; не один, а вместе с другими, он участвует и в царствии Христовом и в терпеливой надежде на И. Христа. Указавши на свою близость ко всем христианам св. Иоанн в словах: «был на острове, называемом Патмос», определяет и то место, откуда он шлет свой Апокалипсис. Сюда он был сослан в царствование Домициана за слово Божие и за свидетельство И. Христа. Он был сослав за то, что его проповедь слова Божия слишком возбуждала против него языческий народ и языческия римския власти. Они послали его на тяжелую работу в рудники о. Патмоса, как поступали и с другими христианами. Так заканчивает св. Иоанн свое введение в Апокалипсис. Теперь читатели уже знают, с кем они имеют дело, кто будет говорить им, ο чем и от чьего имени.

10. Свое сообщение откровения для семи малоазийских церквей Иоанн предваряет изображением своего собственнаго внутренняго состояния, при котором им получено это откровение. «Я, пишет он, был в духе в день воскресный». Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык проводить в служении Господу. Он совершенно отрешился от тела, от земли и от земных интересов и был. как он выражается, в духе (состояние экстаза). Иоанн услыхал громкий голос, очевидно, духовным слухом (2 Кор. XII, 2), и сила звука выражалась в той силе впечатления, которое производило на тайнозрителя все виденное и слышанное им.

11. Этот голос предупредил Иоанна, что он видит и слышит не только для себя, но и для других, и потому должен записать, чтобы иметь возможность передать не только близким, но и дальним. Непосредственно же это откровение должно быть передано семи церквам — христианским обществам: в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лоодокии.

12. Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет (1 Иоан. I, 5). Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом «обратиться», т. е. отрешиться от мирских попечений; нужно возвести духовныя очи горе.

13. Будучи в духе св. Иоанн увидал сообщающаго ему откровение среди семи светильников подобным Сыну Человеческому, облеченным в подир (длинная белая одежда, носившаяся первосвященниками и царями). Эта одежда напоминает царскую блестящую одежду, почему и золотой пояс был опоясан не по бедрам, а по груди, что в свою очередь придавало особенное величие всей фигуре явившагося.

14-16. Следующие 14-16 стихи сообщают другия особенности внешняго вида И. Христа. Он предстал как возседающий одесную Отца. Волоса на голове Его белы, как бела шерсть и бел свет. Белизна говорит ο предвечном рождении Его как Сына Божия и ο Его Божественном всеведении (Дан. VII, 9). Сообразно с этим Иоанн заметил и перемену во взоре И. Христа. — Огненный блеск очей Спасителя есть указание на Его свойство как всемогущаго, всеведущаго и правосуднаго Судии. Ноги явившагося Господа показались тайнозрителю издающими такой блеск, какой происходит от расплавленнаго холколивана (ливанская медь). Таким видом в свойством ног И. Христа пред Иоанном выяснялась благоуспешность евангельской проповеди чрез Христовых Апостолов, для которой нужны ноги, как бы из твердой меди, нужно рвение столь же горячее, как горяча расплавленная медь. Голос звучал особенною силою и имел целью силою своего звука придать более торжественности откровению и сообщить ему большую степень впечатления. — Что такое звезды в руках Господа, объясняет в 20 ст. Сам И. Христос; что же касается меча, выходящаго из уст Его, то, очевидно, он есть то самое откровение, которое намерен сообщить И. Христос чрез св. Иоанна в Апокалипсисе. В видении лицо (вид) И. Христа изображается подобным солнцу, — указание на теплоту и свет Божия слова.

17-20. Стихи 17-20 содержат в себе заключительныя объяснения по поводу видения. Св. Иоанн, видя Господа, пал к Его ногам, обнаружив тем самым свое ничтожество и свой благоговейный страх пред явившимся, но услыхал успокоительныя слова: «не бойся». Это значило: Я — твой всемогущий и вечный творец и премудрый промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий Я имею ключи ада и смерти, т. е. имею власть над тем и другою, ибо победил диавола. — Господом повелевается Иоанну записать все виденное, — записать 1) ту обстановку, среди которой он получил свой Апокалипсис (что видишь), 2) то, что он узнал ο состоянии малоазийских церквей (что есть) и 3) то, что по Божьему откровению должно совершиться в будущем.

20. Семь церквей названы вместо единой вселенской церкви, вместо всех христиан, ибо для всех их (I, 1) назначено Божие откровение. Нечто большее, чем простые светильники, представляют собою епископы каждой церкви, как ея представители и носители ея идеалов. Именно ο них сказано, что звезды суть ангелы церквей. Древние толкователи 1) под этими ангелами разумеют безплотных духов — ангелов хранителей; новейшие хотят видеть символических ангелов 2). Но лучше всего остановиться на том толковании, по которому здесь под ангелами разумеются епископы, как предстоятели церквей 3). Таким образом, по изображению Апокалипсиса, христианские архипастыри всегда в руке Божией, и Бог для них постоянный покровитель, наставник и судия.


1) Андрей Кесар., Арефа, Икумений.
2) Ebrard.
3) Иустин Философ, блаж. Августин, Hengstenberg, Lütardt, Kliefoth и др.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»