Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА X

1. И видел я другаго Ангела сильнаго, сходящаго с неба, облеченнаго облаком: над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,

2. в руке у него была книжка раскрытая; и поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,

3. и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.

4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел- было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.

5. И Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу

6. и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, чтò на нем, землю и все, чтò на ней, и море и все, чтò в нем, что времени уже не будет;

7. но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.

8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящаго на море и на земле.

9. И я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.

10. И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.

11. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать ο народах и племенах и языках и царях многих.

X.
Видение ангела с раскрытою книгою; описание его внешняго вида и указание на его миссию (1-3); клятва ангела (4-7); получение Иоанном книжки от ангела, ощущение от съедения ея и объяснение ангелом этого символическаго видения (8-11).

1-6. В X гл. прямое течение откровения прерывается, и Иоанн видит и описывает одно промежуточное видение. — Иоанн созерцает новаго ангела, изображение котораго говорит ο том, что он — просто вестник Бож. воли, хотя и один из высших вестников: он нисходить с неба, как бы от Бога. Этот ангел (облечен) окружен облаком для обнаружения большей славы и величия; над его головою была радуга, которая в данном случае была преломлением лучей в облаке, окружавшем ангела, сияющаго как солнце. Лицо его было как солнце, ноги же его как столпы огненные. Эта черта от мысли ο благости и милосердии Божием переводит к мысли ο Бож. суде, который милуя благочестивых, карает нечестивых. В руке ангела Иоанн заметил раскрытую книжку, содержаше которой было, однако, еще неизвестно из прежняго, а будет открыто только в последующих явлениях. — Море и земля — это весь мир, пред которым является ангел с раскрытою книгою, как вестник наступающаго страшнаго суда. Возглас ангела может быть понят как сигнал к дальнейшему раскрытию явления. Этот сигнал может быть уподобен тем возгласам четырех животных, которые слышались при снятии четырех печатей, Голоса же громов были не простые громовые звуки, но были речью, которая раскрывала и сообщала что-то, что для нас осталось неизвестным. Они проговорили то, что Иоанн слышал и даже хотел записать, но голос, принадлежавший кому-либо из небожителей (едва ли Самому Богу), запретил записывать слышанное, и оно осталось навсегда неизвестным. Эти голоса громов, сообразно с самым образом ангела и сообразно с содержанием его клятвы (6-7 ст.), относятся, несомненно, к концу мира, а так как ο последнем дне мира и ο дне пришествия Господа людям знать не суждено (Мф. ХХІV, 36), то для них должно остаться неизвестным и содержание семи громов. Как бы для большаго усиления впечатления откровения истины ο непреложности Божественнаго определения относительно предстоящаго суда над миром, ангел, стоящий на море и на земле, клянется, подняв руку к небу (Дан. XII, 17). Ангел клянется Живущим во веки веков и Творцом всего. Смысл указания на это Бож. свойство тот, что Господь Бог, как всемогущий Творец может довести создания Своих рук до конечной цели их бытия. Содержание же самой клятвы есть просто указание на то, что скоро, без всякаго промедления наступит окончание земного времени, или на то, что близко время вечности, так как близок день суда 1) и общемирового переворота.

1) Андрей Кесар., Ewald, Lütaidt, Süller, Kliefoth.

7. Тайна Божия есть не что другое, как определение Божие ο домостроительстве человеческаго спасения и ο судьбе всего мира, которое Господь на протяжении всего прошедшаго времени возвещал Своим рабам и пророкам. Это определение составляет тайну, потому что относится к будущему, и потому, что одному только Богу известно, как и с какою славою все это совершится.

8-9. Голос, принадлежащий вероятно какому-либо ангелу, повелевает Иоанну подойти и взять книжку. При этом от ангела, держащаго книжку, ему было приказано съесть ее, а не прочитать. Это съедение нужно понимать в буквальном смысле, хотя как в акте видения в нем нужно отыскать и его духовное значение. Именно, Иоанн должен был переработать в себе содержание этой книжки и усвоить его.

10-11. Окончание 10 ст. означает то, что Иоанн не огорчился, но даже наслаждался и утешался, когда оставался лишь при сознании получения Бож. откровения, которое само по себе, как общение с Богом, должно, быть источником сладости и утешения. Когда же он перенес содержание этого откровения на себя и на других, к кому оно относилось, то его утроба исполнилась горечи, т. е. сердце наполнилось чувством сострадания и соболезнования 1). Теперь Иоанн снова должен будет пророчествовать, т. е. получить для передачи пророчество относительно судьбы всего мира; он должен будет снова (далее) созерцать раскрытие откровения в образах и картинах, каковое откровение будет касаться вообще участи всех людей, как блаженных, так и нечестивых.

1) Андрей Кесар.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»