Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XI

1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем;

2. а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.

4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами — превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьет их,

8. и трупы их оставит на улице великаго города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы.

10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому-что два пророка сии мучили живущих на земле.

11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.

12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке, и смотрели на них враги их.

13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному.

14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.

15. И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.

16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,

17. говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси, и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился.

18. И разсвирепели язычники; и пришел гнев Твой, и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.

19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град.

XI.
Измерение храма Божия, жертвенника и поклоняющихся в храме (1-2); явление двух свидетелей, продолжительность их проповеди, их могущество и сила чудотворений (3-6). Смерть свидетелей от зверя из бездны, радость грешников по этому поводу и их страх при воскресении и вознесении свидетелей (7-12). Великое землетрясение (13 ст.). Небесное торжество, начавшееся по звуку трубы седьмого ангела (14-17), объяснение небесной радости (18); заключительное видение открытаго храма Божия (19).

1-2. Первое, в чем выразилось пророческое служение Иоанна, было данное ему поручение измерить храм. Ему была дана трость, но кем, Иоанн и сам в своем возвышенно-напряженном состоянии не приметил: она как бы сама собой оказалась в руке тайнозрителя. Голос, очевидно принадлежавший Самому Господу, повелевает Иоанну встать, что равнялось призыву начать неотложное действие и могло означать: начни, начинай. Сообразно с этим призывом Иоанн сейчас же должен начать измерение храма Божия. Это измерение имеет смысл описания, определения границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному и описанному предмету. Измерению подлежит первее всего самый храм, т. е. святое святых и святилище, а также жертвенник всесожжения, который взят вместо того пространства, где он помещался, т. е. двора для народа. Наконец предметом измерения должны быть также и поклоняющиеся в храме. Под поклоняющимися (во святом святых и святилище) разумеются только лица священническаго достоинства. Поэтому измерение храма нужно лишь по стольку, по скольку чрез это выясняется мысль измерения поклоняющихся. Α мысль или цель этого измерения та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, — отделить Церковь Христову от антихристианскаго мира 1). Эти другие люди имеются в виду во 2 ст. под внешним двором, который был предназначен для простых молящихся и для прозелитов. Внешний двор не повелевается измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники это — все люди не принадлежащие к числу истинных почитателей Господа Бога. Попирание язычниками, т. е. неверующими и безбожниками Бож. храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение и опустошение и осквернение святых мест, действия, тесно связанныя с боговраждебностью, чем и будет отличаться время антихриста 2). Время господства боговраждебных людей будет продолжаться 42 месяца. Это число несколько раз повторяется в Апокалипсисе (XI, 3; XII, 6, 14; ХIII, 5; ср. Дан. VII, 25; XII, 7), указывает на период времени деятельности антихриста и, согласно с мнением Православной Церкви, является периодом определенным не только для Бож. промысла, но и для людей, т. е. именно так, как и сказано: 42 месяца или 3½ года. Видение измерения храма и поклоняющихся в нем говорит ο выделении Христианской Церкви, общества истинных христиан из остального общества. Таким образом святой город Иерусалим, в видении, представляет собою весь мир; храм же Божий — общество верующих в И. Христа. Этот внутренний храм, внутренняя церковь, т. е. общество истинноверующих, будет окончательно выделена; истинные христиане будут поклоняться Богом Духом и истиною. Истинные христиане, будучи истинными священниками (1 Петр. II, 9), будут иметь доступ к Богу, как истинныя дети в доме Божием, как истинные священники во святилище 3). Α внешний двор храма, т. е. неверующий и нечестивый мир, вместо церковнаго и христианскаго руководства, отдает себя под руководство своих безбожных представителей. Они-то и будут попирать внешний двор храма, т. е. будут уничтожать все святое и христианское в душе и жизни подчинившагося им грешнаго человечества. И это будет продолжаться все 42 месяца господства антихриста, до самаго второго пришествия.

1) Раре.

2) Андрей Кесар, Kliefoth, Krementz.

3) Андрей Кесар.

3-4. Название свидетелей употреблено в общем смысле проповедников Бож. истины, христианскаго учения. Они были пророками и проповедниками в самом широком смысле этого слова, и цель их проповеди столько вразумление нечестивых, сколько и общее назидание и утешение праведников чрез предвозвещение грядущаго Божия суда 1). Так что и облачение их во вретища (ср. Иер, IV, 8; Мф. XI, 21) может быть понимаемо в общем значении одежды проповедников. Срок их проповеди 1260 дней (42 мес., 3½ года) должно разсматривать как указание определеннаго времени. Этого требует самая точность выражения, доходящая до такой малой единицы, как день, и в таком большом количестве, как 1260. Два свидетеля — несомненно две отдельных действительных личности, Такого понимания требует не только описание их личных особенностей, но и их сопоставление с антихристом и с его лжепророком. Есть два события в Библии, которыя остались неразъясненными; это - именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть общий удел всего человечества (Евр. IX, 27)? Не они ли, поэтому, суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? 2). Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторыя черты изображения свидетелей (заключение ими неба, изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личности прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кесар.). В дальнейших стихах раскрываются более подробно некоторыя черты жизни и деятельности свидетелей. Они — две маслины и два светильника (Зах. IV, 2, 3, 14). Это говорит об особенном наделении их Бож. дарами, благодаря которым они являются могущественными и авторитетными проповедниками Бож. истины и просвещения. Они, таким образом, стоят пред Богом, т. е. посланы, назначены Богом быть Его свидетелями пред людьми («земля») живущими во всей вселенной, пред всем человечеством.

1) Андрей Кесар., Primasius, Calmet, Lütardt.

2) Cornel а Lapid, Krementz.

5-6. Под огнем из уст свидетелей (ср. I, 16; 1 Цар. ХVI, 1) можно разуметь особенную чудодейственную силу их слов. Тот, кто не примет их проповеди покаяния и даже станет выставлять себя настолько упорным, что решится причинить им вред, тот сам погубит себя, как отвергший слово Божие. Власть совершать чудеса, это могущество свидетелей продолжится во все дни их пророческаго служения, во все 1260 дней; и только тогда, когда свидетели окончат свое дело проповеди, исполнивши все, что им было назначено от Бога, окончится и время их могущества и неприкосновенности.

7-10. Выразителем силы зла (в борьбе с добром — свидетелями) и ея представителем, по изображению Апокалипсиса, явится зверь, выходящий из бездны. Название зверя выходящим из бездны дает возможность приблизиться к пониманию этого апокалиптическаго образа. Еще ранее, IX, 1-11, Иоанн говорил ο бездне и об ангеле из бездны. Этот зверь из бездны — тот же ангел бездны, тот же Аполлион — губитель, разница только лишь во времени их появления, их деятельности на земле. Под ним нужно видеть диавола; и если название зверя может быть относимо и к антихристу, то только лишь в том смысле и значении, что этот последний свою силу власть на земле и, в частности, свою победу над свидетелями получит от диавола (ХIII, 2 — дракона зверя). В разсматриваемом видении изображается не самое лицо антихриста (о нем будет речь после, в ХIII гл.), но лишь его дело, которое в действительности будет делом диавола. И поэтому значение антихриста среди общества того времени будет так велико, что умерщвление им святых свидетелей не только не будет осуждено, но вполне одобрено, и их трупы повергнутся осмеянию на улицах города. Этот город есть будущаго антихристианскаго царства, древний исторический Иерусалим, потому что антихрист, имея намерение ниспровергнуть христианство, будет естественно стараться действовать в тех местах, которыя особенно священны для христиан. Такому пониманию соответствует и наименование города Содом и Египтом, и слово «духовно» указывает на то, что этот город по своему религиозно нравственному, «духовному» состоянию подобен Содому и Египту. Точно также и последняя характеристика города: «где и Господь их распят», есть указание на действительный исторический Иерусалим, который будет также и местом смерти двух свидетелей последняго времени. Их смерти будут радоваться в продолжении 3½ дней (долее обыкновеннаго времени для погребения) не только жители города как приверженцы антихриста, но и живущие вне города, Иерусалима. Причина радости нечестивых будет заключаться, несомненно, в том, что проповедь свидетелей нарушала полный покой их греховнаго самодовольства и тревожила теми казнями, которыя поражали всех, осмеливавшихся оскорбить праведников.

11. Как смерть так и оживление свидетелей были не кажущимися, а действительными событиями для созерцавших их трупы; и их возстание из мертвых было доказательством всемогущества Божия, служителями котораго они были. Вместе с этим вознесение свидетелей на небо было указанием на чрезвычайность беззакония, которое обнаружилось в их умерщвлении. Поэтому и сказано, что их врагов поразил великий страх, так как они видели действительное Бож. чудо 1).

1) Kliefoth, Ewald.

13. Землетрясение, последовавшее за вознесением свидетелей, разрушение десятой части города и смерть семи тысяч людей указывают на начало тех страшных бедствий, которыя должны последовать вскоре. Число же 10 и 7 взяты здесь как обычныя числа свящ. Писания. Землетрясение и его последствия можно считать наказанием нечестивых, как справедливым возмездием за их беззакония и нераскаянность. Наказание было столь очевидным, что прочие люди, т. е. оставшиеся в живых среди трупов и развалин города, были объяты страхом и воздали славу Богу. Но так как здесь речь всетаки ο нечестивых, то под страхом нужно видеть указание не на раскаяние и обращение к Богу, но на простой страх, не обещающий исправления.

15-17. Третье и последнее горе не раскрывается подробно во втором порядке апокалиптических видений. Тайнозритель только лишь предуказуется на это горе (ст. 18); и порядок заканчивается изображением видения небожителей и небеснаго храма. - При звуке трубы седьмого ангела тайнозритель услыхал новые громкие небесные звуки и голоса, — вероятно те, самые, которые всегда раздавались вокруг престола Божия, и которые принадлежали четырем серафимам — животным (ІV, 8), ангелам (V, 11) и сонму святых прославленных (VІІ, 9). Голоса говорили, что вместо царства мира наступило царство Господа  И. Христа, ибо над миром прекратилась уже царская власть 1) (господство) антихриста.

1) Hengstenberg, Kliefoth, Ebrard.

18. К этим голосам присоединились старцы, которые называя в своей хвале Господа Бога Вседержителем, прилагают еще и другой эпитет, который еси и был и грядешь. — Сообразно с этим старцы, далее, указывают и на то, что за все злыя дела и намерения нечестивых, за их нераскаянность и упорство прийдет на них карающий гнев Божий. Выражение же их: «судить мертвых» можно понимать как равносильное выражению: наступило время воскресения и суда, — суда не только над умершими, но и над живущими, как над праведниками, так и над грешниками, губившими землю своими грехами и злоупотреблениями.

19. Α таинственное видение открывшагося храма и стоящаго в нем ковчега завета говорит ο будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшнаго суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз 1). Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозныя последствия суда) 2).

1) Андрей Кесар. Раре.

2) Hengstenberg.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»