Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XII

1. И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ея луна, и на главе ея венец из двенадцати звезд.

2. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим;

4. хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ея младенца.

5. И родила она младенца мужескаго пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ея к Богу и Престолу Его.

6. Α жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

11. Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

12. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени.

13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужескаго пола.

14. И даны были жене два крыла большаго орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась впродолжение времени, времен и полвремени.

15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.

16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

17. И разсвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ея, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

XII.
Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд и кричавшей от мук рождения (1-2 ст.); явление дракона с седьмью головами и десятью рогами (3-4), рождение младенца и бегство жены в пустыню на 1260 дней (5-6). Борьба добрых ангелов с злыми, низвержение последних с неба и небесная радость по этому поводу (7-11). Предостережение живущих на земле от диавола, начавшаго преследовать жену, которую спасла земля (12-16); преследование христиан драконом (17 ст.).

1. Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле: «оказалось пред глазами», «внезапно слало видимым». Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет значение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе (2 Кор. XII, 12). Знамение — небеснаго происхождения и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ откровения Бож. воли. Знамение это есть жена. - Самым справедливым мнением может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской Церкви и притом на всем протяжении ея истории, от первых дней Апостолов и кончая временем господства антихриста. Жена, это — именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самаго своего начала и какою она должна остаться до конца мира. — Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом И. Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только чрез обращение неверующих, но и чрез таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви. Луна при жене — с тою же целью, т. е. для придания ей большаго света и большаго блеска, для более очевиднаго обозначения ея прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающия голову жены в виде (не короны) венца, говорящий ο том, что ея слава есть следствие ея победы, ея личнаго достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью Апостолами.

2-4. Жена имела во чреве и кричала, так наступило время ея родов. Эти мучения — муки и труды Христианской Церкви, которыя испытывает она при рождении, — приобретении каждаго новаго члена, при обращении заблуждающихся, при раскаянии грешника 1), и относятся вообще по всему времени существования Христ. Церкви. Знамение дракона Иоанн также видит на небе, что означает лишь то, его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ жены. Дракон, будучи морским чудовищем (Ис. LI, 34), обратился в символ изображения земной силы, владыки мира. Поэтому диавол как князь мира сего является в Апокалипсисе под образом дракона. Это подтверждается и 9 ст., где великий дракон прямо называется своим именем, как диавол и сатана 2). И дальнейшия черты, которыми Иоанн описывает дракона} могут быть приложимы только лишь к диаволу и к его борьбе с Христианскою Церковью. — Красный, огненный цвет дракона указывает главным образом на то, что диавол есть общий виновник гнева и зла на земле и останется таковым до конца; цвет огня означает также и силу истребительнаго и губительнаго свойства диавольской природы. — Головы диавола — дракона означают его диавольскую мудрость, мудрость века сего, а десять рогов — его могущество, как властителя всего мира. На это же самое указывают и диадемы, как царское головное украшение. — Хвост диавола — это обнаружение его существа и греховной воли, пример его греховнаго поступка. Поэтому небесныя звезды суть небесное воинство, надземныя создания, ангелы, которых увлек диавол своим примером, и не только сам по своей греховности и неповиновению отпадает от Бога, но к тому же побуждает и других ангелов. Они, последуя ему, оставляют свое небесное жилище, свою нравственную близость к Господу Богу и все свои силы употребляют на распространения зла и греха на земле среди людей. Упоминание же ο третьей части говорит не ο точном математическом числе, но ο числе достаточно большом, хотя и меньшем, чем то, которое осталось верным Господу. — Если под женою нужно разуметь Христианскую Церковь в ея идеале, то положение диавола перед нею нужно разсматривать, как приготовление его вступить с нею в открытую борьбу; и его намерение пожрать будущаго младенца можно понимать в смысле причинить развращение и нравственную гибель.

1) Св. Ипполит, Primasius, Kliefoth.

2) Св. Викторин, Андрей кесар. Hengstenberg, Kliefoth и др.

5. Под рождением младенца разумеется рождение Христа в сердцах верующих. Церкви всегда присущи родовыя муки при воспитании и созидании святых. Церковь рождает, приобретает того или другого верующаго; она воспитывает сердце верующаго и руководит им. Эти верныя чада Церкви всегда были и будут, и Церковь всегда трудилась и как бы мучилась родами, созидая их. Но эти чада будут более совершенными в конце мира, во время антихриста. Тогда эти совершенные члены (чада) Церкви будут пользоваться преимущественным Божественным покровительством в их борьбе с диаволом — драконом. Господь будет восхищать их к Своему трону, т. е. будет приближать их к Своей благодати и милости и помогать им не только самим оставаться на нравственной высоте, но и влиять чрез нее и на других людей. Нравственная сила таких святых людей как теперь, так особенно в последнее время, будет столь велика, что может быть уподоблена железному жезлу пастыря, пасущему народы. И теперь, в наше время, Церковь рождает сынов — мужей, но они при среднем уровне благочестия не так заметны. В последнее же время при возрастании нечестия, при усилении антихристианства, они должны будут выделиться не только пред нечестивыми, но и пред благочестивыми, и вследствие усиленной борьбы особенно усовершатся и прославятся в добродетелях. Естественно. тогда и сила нечестия обрушится на Церковь, стремясь прекратить развитие и даже самое существование христианской религии чрез извращение ея догматов и дисциплины посредством лести, обмана и насилия.

6. От судьбы сына Иоанн обращается к судьбе матери — жены. Ея бегство в пустыню также должно быть понимаемо в переносном смысле. Пустыня в соответствие символическому образу жены, изображающей христианскую идеальную Церковь, может быть символом отсутствия благоприятных жизненных духовных и физических условий. Христианская Церковь есть небесное чадо; на земле она имеет только временное пребывание, и ея отечество — на небе. Однако же, она обречена жить на земле. Α так как земныя условия не соответствуют ея существу и не могут удовлетворить ея потребностей, то, естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна искать себе небесной манны и чудесной воды. Церковь, если хочет остаться святою и славною, должна отречься от соблазнов и бежать от диавола, бежать в пустыню, т. е. отрекшись от чисто земных удовольствий и славы, жить в этом мире как бы в пустыне. Христианская Церковь живет и как бы не живет на земле: она живет как бы в пустыне, ибо поддерживает свое существование не единым хлебом, но и глаголом, исходящим из уст Божиих (Мф. IV, 4). В таком положении Христианская Церковь, питаемая и поддерживаемая Богом, должна пробыть 1260 дней. Это число может быть разсматриваемо и как указание на Бож. определение и как указание на дни господства антихриста, когда Христианской Церкви в особенности придется быть гонимой; тогда для нея наступят особенно тяжелыя времена.

7-8. Непосредственно за восхищением сына-мужа к Бож. престолу между разгневанным неудачею драконом и небесными силами произошла борьба. Она представлялась Иоанну происходившею на небесном своде и имела образ сражения между Михаилом и ангелами, с одной стороны, и между драконом и его ангелами — с другой. Михаил есть ангел, один из творных духов, приближенных к Господу Богу (Дан. X, 13, 21; XII, 1; Иуд. IX). Михаил, как архистратиг небесных сил (ср. Иис. Нав. V, 13-16), как их руководитель, во главе их является защитником добра и правды и блага всего человечества, в особенности же христиан как духовнаго Израиля, народа Божия по преимуществу 1). Таким образом, борьба представляется происходящею между небесными силами, добрыми и злыми. Она кончилась тем, что злые ангелы, вместе с их начальником драконом-диаволом были побеждены и для них уже не нашлось места на небе. Так как только искупительныя заслуги Христа Спасителя положили конец прежнему доступу диавола на небо и некоторому равноправному положению среди добрых ангелов, то и борьбу эту и победу нужно отнести к тому времени, когда совершилось пролитие Христовой крови, — ко времени установления Новаго Завета. Ангелы на небе первее всего воспользовались плодами этой жертвы и окончательно узнали из своей среды диавола, а вслед за ними и вместе с ними так поступали и поступают все истинные христиане (1 Иоан. V, 4, 4, 4).

1) Kliefoth.

9-10. Дракон назван древним змием в смысле указания на первый человеческий грех, виновником котораго был злой дух, вошедший в змея и соблазнивший Еву. Дальнейшия названия его: диавол и сатана суть синонимы и значат — клеветник и противник. Прежде дракон-диавол, пользуясь свободным доступом к небесному престолу клеветал на всех людей и обольщал всю вселенную. Теперь он низвержен с неба вместе с своими ангелами и, значит, лишился одного своего прежняго преимущества. Но у него по прежнему осталась возможность обольщать всю вселенную. — Громкий голос — не единичный голос, но как бы соединенный хор; и в этом общем прославлении Бога принимали участие и ангелы и старцы и прославленные люди. Они прославляют Бога за спасение, как дело милосердия Божия, за водворение Царства Божия и власти И. Христа как искупителя и Богочеловека. Побуждение к славословию — низвержение клеветника, т. е. диавола, когда он уже не имеет прежняго доступа к Господу, и когда сами люди почувствовали в себе силы, необходимыя в борьбе с ним.

11. Теперь все люди, правильнее сказать, все христиане могут побеждать диавола. Орудием победы служит для них кровь Агнца. Но христиане побеждают диавола и словом свидетельства, т. е. последованием учению И. Христа; жизнью, в которой ясно выражается их вера в Него 1); они пренебрегает даже самою своею земною жизнью (душею), предпочитая лучше умереть, чем отказаться от веры.

1) Ewald.

12. Такая перемена в отношениях людей к клеветнику диаволу наполнила радостью весь мир; и поэтому небесное славословие приглашает возрадоваться и возвеселиться небеса и живущих на них, т. е. небожителей и истинных христиан, живущих небесными, а не земными интересами. Живущим же на земле исключительно земными интересами возвещается горе. Это горе заключается в том, что диавол, изгнанный с неба, теперь будет неистовствовать с особенною силою, ибо, по знамениям времени, сообразит ο краткости срока, оставшагося для его преступной деятельности.

13-14. Описавши небесное поражение дракона-диавола и небесную радость по поводу этого события, Иоанн (13 ст.) снова возвращается к бегству жены (6 ст.) и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великаго орла. Эти крылья, нужныя жене для быстроты бегства от дракона, также имеют символическое значение, как и сама жена. Господь Бог берет (ср. Исх. XIX, 4; Втор. ХХХII, 11) под Свое покровительство Свою Церковь и дает ей два крыла Своего всемогущества и благости. Христианская Церковь, пользуясь ветхозаветным законом и новозаветною благодатью, может достигать совершенства своих членов. И в пустыне мира среди жизненных условий, даже во времена антихриста, христиане могут и должны удаляться от соблазнов мира и стремиться к небесному. Значит, Церковь (христиане) убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в продолжение 3½ лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3½ года (ср. Дан. VII, 25; XII, 7) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей (XI, 3), хотя бегство жены в пустыню обозначает ея постоянное отношение к жизненным земным условиям. Так можно разсуждать потому, что антихристианское время 3½ года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно то, что в большем размере совершается всегда.

15. Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которыя когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нея.

16. Жене помогло не небо, а земля, поглотившая воду. Это указывает на то, что история Христианской Церкви, несмотря на все усилия врага ея диавола, будет итти своим путем, начертанным ей от Бога. Сами жизненныя условия, в которых она будет находиться в то или другое время, те или другие государственные и общественные перевороты естественно и верно будут спасать Церковь от крайностей бедствий, стеснения и насилий. Христианская Церковь была и будет недоступна для диавола, как апокалиптическая жена, убежавшая в пустыню, недоступна для дракона.

17. Остальные, упоминаемые Апокалипсисом, будучи семенем жены, суть, следовательно, также дети Христианской Церкви 1), но отличные от тех чад ея, которыя разумеются под образом сына-мужа. Те суть избранные и совершенные, эти же обыкновенныя ея чада, простые верующие, люди мира и мирской деятельности. Они могут падать и грешить, но могут каяться и получать прощение грехов. Иоанну открывается (3 Цар. XIX, 18), что такие верующие существуют, что их знает не только Бог и Церковь, но знает их и диавол, не оставляющий их в покое и устраивающий против них свои козни (Еф. V, 15). И Церковь, будучи общею матерью, одинаково должна думать и ο них; и если она сама как бы поддерживается своими совершенными членами в своей чистоте, то не должна забывать и несовершенных, которые нуждаются в ея поддержке, ибо против них также направлена диавольская злоба.

1) Андрей кесар., Cornel а Lapid, Яковлев, Омерлен и др.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»