Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XIV

1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильнаго грома; и услышал голос как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих:

3. они поют как-бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

4. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,

5. и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим.

6. И увидел я другаго Ангела, летящаго по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;

7. и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

8. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,

10. тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11. и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

12. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

13. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

14. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотый венец, и в руке его острый серп.

15. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

16. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

17. И другой Ангел вышел из храма, находящагося на небе, также с острым серпом.

18. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле , потому что созрели на нем ягоды.

19. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал вино? град на земле и бросил в великое точило гнева Божия.

20. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

ХІV.
Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую никому непонятную песнь (1-5). Видение ангела, летевшаго по небу с вечным евангелием и призывавшаго к покаянию (6-7); видение двух других ангелов с вестью ο падении Вавилона (8-11); утешение и ободрение праведников (12-13). Видение подобнаго Сыну Человеческому сидящаго на облаке с серпом в руках. Жатва (14-16). Ангел, срезывающаго серпом виноград для точила гнева Божия (17-20).

1-2. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, который есть небесный храм, где Господь обитает среди ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца в с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в VІІ, 9-17. Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание И. Христу — Агнцу непорочному, так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили ο их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому ο заслуженности их блаженства.

3. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того-же небеснаго престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется нивою, - новою в том смысле, что содержит в себе хвалу н благодарность 144 тысяч за все Божественныя благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песни (II, 17) и понять ее кроме тех 144 тысяч, которыя сами были свидетелями всего этого (1 Кор. II, 9).

4-5. В похвалу и особенное достоинство совершенных ставится то, что они были строгими девственниками. В последния времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий, должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность — девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель иди как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем. Они первенцы в смысле лучших и избраннейших, они совершенно свободны от лжи и вполне непорочны. Итак, эти 144 тысячи, стоящия вместе с Агнцем на горе Сионе суть избраннейшие и совершеннейшие христиане и преимущественно христиане последняго антихристианскаго времени. Их 144 тысячи, ибо взято число, выражающее полноту всех избранныхь и совершенных христиан, которые достигали и будут достигать совершенства.

6. От неба, где происходило предшествующее явление, взор тайнοзрителя с 6 ст. обращается к земле. Он видит другого таинственнаго ангела, который был для него действительным ангелом, однем из числа множества служителей Бож. безплотных вестников Бож. воли. Он летит посреди неба для того, чтобы весь мир слышал возвещенное им, ибо это действительно имеет для него (мира) важное значение. В руках ангела вечное евангелие, т. е. некоторый свиток, книга (X, 2), заключающая в себе известное содержание. Вечным это евангелие названо потому, что заключает в себе слово Божие, которое нетленно, живо и пребывает во веки (1 Петр. 1, 23-25). Евангелие ангел держал как знак того, что он послан благовествовать всем живущим на земле без исключения и подразделения, не только грешникам и язычникам, но и праведникам.

7. Если люди по действию диавола из-за страха пред его насилиями и под влиянием его козней поклонились зверю-антихристу (ХIII, 7), то теперь, в противоположность этому, они призываются из-за страха пред Богом воздать Ему славу, как действительному Мироправителю. Настал для людей последний час возможности покаяния, ибо наступил последний час суда, после котораго ужо не будет этой возможности 1). Это видение ангела служит дополнением к явлению двух свидетелей (XI, 3-12) во втором порядке. Может быть даже, что здесь разумеются именно эти свидетели; но во всяком случае это — лица, подобныя им; это - проповедники-Апостолы последняго времени, как были они и в первое время христианства.

1) Ср. Hengstenberg, Süller.

8. Второй призыв к покаянию чрез иного ангела состоит в указании на действительную жизнь антихристианскаго мира. Это казнь — падение Вавилона. Хотя здесь говорится, что Вавилон пал, но он представляется павшим только в видении, и только в видении на это указывается людям антихристианскаго времени. Это падение Вавилона будет началом суда, первым камнем, брошенным в мир при его осуждении Богом (XVIII, 21). Сообразно с этим нужно объяснять и самое наименование Вавилона. Вавилон есть прекрасный образец для всякаго боговраждебнаго города. Α так как и в последнее антихристианское время царство антихристово задастся целью заменить все святое и божественное человеческим и антихристианским, то и главный город этого царства как нельзя больше будет напоминать собою древний Вавилон. Поэтому под падением Вавилона естественнее всего понимать падение будущаго Вавилона, главнаго города будущаго антихристианскаго царства, если и не с таким же собственным именем, то с таким же характером его жителей и с таким же свойством и задачами власти его правителя. Причиною падения будущаго Вавилона выставляется идолопоклонство, наименованное блудом. Это блудодеяние названо, при этом, яростным вином в смысле его силы воспламенять человеческое тело, человеческие страсти. Понятие же самого блудодеяния и любодейцы в Свящ. Писании очень часто употребляется в применении к городам (Пс. I, 24; Наум. III, 4) и обыкновенно указывает на все то развращающее влияние, которое оказывают те или другие города на народы своею торговлею, своими нравами и своим идолопоклонством. Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угpoзa, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонскаго блудодеяния, т.-е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино не разбавленное, которое означает гчев Божий, нисколько не смягчаемый Божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми ангелами, т.-е. как бы в виду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать ο тех, за вражду к которым они сделались достойны вечнаго наказания.

11. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшаго времени, свободнаго от этих мучений.

12. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

13. Другое утешение святым возвещается новым небесным голосом, который повелевает Иоанну написать: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Повеление говорит ο том, что истина этого откровения должна занимать видное место и существенное значение среди других истин, которыя уже возвещены ему, и которыя будут возвещены. Здесь под умирающими разумеются все христиане, которые умирают в истинной вере и в твердой надежде на Его милосердие. Они в самой своей жизни доказывают, что они достойны блаженства, как дара любви Божией, ибо и сами возлюбили Господа, доказывая это исполнением Его заповедей, всею своею христианскою жизнью, которая есть непрестанный труд, непрестанная работа и непрестанное несение креста.

14. Мера долготерпения Божия истощилась, настав час воздаяния и праведникам и грешникам. Иоанн в новом видении видит среди светлых облаков подобнаго сыну человеческому, имеющему на голове золотой венец, а в руке — острый серп. Светлое или белое облако составляет, так сказать, существенную черту будущаго второго пришествия Господа (Мф. XXIV, 30; Лук. XXI, 27). Поэтому явившийся, очевидно, Сам  И. Христос, Мессия в Своем образе Сына человеческаго, имеющаго притти для суда над миром. — Серп в Его руках есть орудие жатвы и говорит ο суде над миром.

15. К сидящему с серпом обращается ангел, выходящий из храма, обращается как вестник Бож. повеления, предопределеннаго от века. Следовательно, здесь речь не ο приказании от ангела, но ο приказании чрез ангела. Повеление исходит от Самого Бога; но и Сам И. Христос неоднократно свидетельствовал, что Его деятельность как Сына всегда сообразовалась с волею Отца небеснаго. Жатва, и по слову Спасителя, есть кончина мира (Мф. XIII, 39), и, следовательно, и апокалиптическая жатва есть собрание всех верных (1 Фес, IV, 17) и выделение их от нечестивых пред произнесением окончательнаго приговора после страшнаго суда. Он будет в то время, когда мир в своем развитии и добра и зла дойдет до предопределеннаго Богом предела.

17-18. Далее Иоанн видит другого новаго ангела, который выходит из храма. Это, очевидно, один из простых ангелов, служителей Божиих и исполнителей Его воли. Вслед за этим ангелом появляется еще новый ангел. Но он выходит уже не из самаго храма (XI, 19), не из святилища, но от жертвенника и назван имеющим власть над огнем. Следовательно этот ангел принадлежит к числу тех ангелов, слуг Божиих, которые управляют в мире теми или другими стихиями. Он выходит от жертвенника всесожжения (VI, 9), от котораго была возносима молитва убиенных праведников об отмщении нечестивым, т.-е. ο суде над миром. Теперь, как бы в ответ на эти молитвы, от того жертвенника выходит ангел с повелением от Бога произвести суд над нечестивыми.

19-20. Несомненно под обрезанием винограда серпом ангела нужно разуметь суд Божий над грешниками. Они, отделенные от праведников, подвергаются возмездию гнева Божия. И виноград, брошенный в точило, был истоптан, т.-е. грешный мир был подвергнут казни. Степень наказания и множество наказанных поясняется сравнением с обилием винограднаго сока (названнаго здесь прямо кровью), который, не вмещаясь в приготовленном точиле, течет чрез его края. Это и означают слова текста: «потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Точило, место наказания, представляется находящимся вне города и служит указанием на место суда над грешниками. Суд этот будет про-исходить вне города. Под городом здесь разумеются те, кто живет в городе, т.-е. святые Божии, которые, будучи собраны Господом от четырех ветров земли (Мф. XXIV, 31), составят город живого Бога. Это их собрание во единое целое, после их окончательнаго отделения от нечестивых, обреченных на наказание и осуждение. Степень наказания этого поясняется обилием потока крови наказанных, который будет достигать по своей глубине до узд коней, и будет течь на 1600 стадий. Сравнение, очевидно взято из обыкновенных войн, когда кони сражающихся ходят по окровавленной земле. Число 1600 (40×40) говорит и ο высшей степени наказания и ο всеобщности (4 страны света × 4 и × 100) этого наказания (ср. XIV, 10).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»