Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XVII

1. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и говоря со мню, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

2. с нею блудодействовали цари земные, и вином ея блудодеяния упивались живущие на земле.

3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, в держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея;

5. и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

6. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

7. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящаго ее, имеющаго семь голов и десять рогов.

8. Зверь, котораго ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

9. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

10. и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

11. И зверь, который был и котораго нет, есть восьмый, и из числа семи, и пойдет в погибель.

12. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

13. Они имеют одне мысли и передадут силу и власть свою зверю.

14. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные.

15. И говорит мне: вòды, которыя ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

16. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее и обнажат, и плоть ея съедят, и сожгут ее в огне,

17. потому что Бог положил им па сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, в отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

18. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

ΧVΙΙ.
Объяснительное видение блудницы и зверя (1-2), описание блудницы, сидевшей на звере в царской одежде, с чашею мерзостей в руке и упившейся кровию святых (3-6); объяснение символа зверя, его самого, семи его голов и десяти рогов, которые обозначают царей, имеющих быть исполнителями приговора Божия над зверем и блудницею, т. е. великим городом (7-18).

1. В новом видении, не непосредственно, Иоанн дает объяснения предыдущим видениям. Пред Иоанном является один из семи ангелов, в руках которых были чаши Бож. гнева. В выражении «подойди» можно усматривать указание на перемену направления мыслей и внимательности Иоанна. Он должен теперь обратить свой пророческий взор на суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. Под блудницею здесь нужно разуметь тот самый город Вавилон, ο котором упомянуто в XIV, 8; там он назван великим городом и охарактеризован, как блудница. Над ним должен произойти и по словам ΧVΙ, 19. Великая блудница, это, несомненно, город (ст. 18) и город будущаго времени, город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном иди Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы.

2. Под блудодейством нужно разуметь распространение безнравственных обычаев и боговраждебности чрез лицемерную политику и развратную религию и культ, общее развращение 1) (ср Иезек. ХХIII, 17). Но такого общаго развращения, общаго падения религии и распространения боговраждебности можно ожидать только от города и государства последняго антихристианскаго царства.

1) Kliefoth, Lütardt.

3. Замечание, что повел «в духе» есть указание на то, что это действие происходило лишь в видении, — лишь в своем экстатическом состоянии духа, а не телом Иоанн переносится в пустыню. Пустыня берется здесь в нравственно-религиозном смысле, в смысле оставленности, отдаленности. Великая блудница находится в пустыне не в каком другом смысле, как в том, что она за свое злодейство совершенно оставлена Богом и обречена на духовную смерть, на нравственную гибель. Такая оставленность является вполне заслуженною для нея, так как она, по выражению Апокалипсиса, отрекшись от Бога и христианской религии, возсела на звере; на него и на его силы всецело полагается жена любодейца, а не на Бога и на Его помощь. Зверь этот (XI, 6; XII, 3, 13) — дракон — диавол, который назван багряным, т. е. облеченным в царскую багряницу, как миродержатель тьмы века сего. Как к диаволу, к зверю подходит и та черта описания, что он был преисполнен богохульными именами: он - боговраждебная сила. И жена тоже облечена в порфиру и багряницу, что также указывает на царскую и гордую роскошь, — на богатство, свойственное царственному городу, подобно Вавилону и Риму. Жена, город последняго времени, взяла от мира все, что в нем считается драгоценностью. Она изображается держащею в руках золотую чашу, наполненною мерзостью и нечистотою ея блудодейства. Это значит, что жена была, как город антихристианскаго царства, распространительницею безбожной и безнравственной культуры среди окружающих и подчиненных ему народов.

5. О внутреннем существе жены говорит имя на ея челе. На ея челе будет отражаться ея внутренняя духовная жизнь и стремления. Это имя есть «тайна», т. е. таинственное, и самое имя, состоящее из названия «великий Вавилон» нужно понимать не в буквальном смысле, но в переносном и символическом 1)? Вавилон есть название и символ будущаго антихристианскаго города, который по своему развращающему влиянию на подчиненные города и народы будет истинною матерью блудодейства и земных мерзостей.

1) Ebrard, Hengstenberg и др.

6. Далее Иоанн заметил, что жена была упоена кровью святых и свидетелей И. Христа. Это говорит ο том, что город Вавилон будет виновен в пролитии крови святых, в жестоком гонении против свидетелей христианской веры. И видя это Иоанн дивился удивлением великим. Причина удивления Иоанна заключается в таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены, в их взаимной связи, общей деятельности и проявлении в мире. Далее и следует разъяснение.

8. Зверь есть диавол, так или иначе проявляющий в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т. е. прежде в Ветхом завете он был князем мира сего и господствовал чрез идолопоклонство и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т. е. в дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя диавол лишился своего прежняго обаяния (Иоан. XII, 31), и его не стало на земле, как явнаго и открытаго властителя человеческаго рода. Он находится в бездне, т. е. состоянии связанности. Но это заключение не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда (XX, 7). В погибель, погибель окончательную диавол пойдет только после, в отдаленном, для Иоанна, будущем. Для диавола как духа безсмертнаго погибелью может служить не уничтожение, но геенна, вечныя мучения, поэтому он и называется сыном погибели (2 Фес. II, 3). Исчезновению и появлению зверя удивятся все те, которые не вписаны в книгу жизни (ХIII, 8), но другие, верные христиане будут знать истинное значение появления зверя — диавола в его прежней силе.

9-14. «Здесь ум», т. е. нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку. Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как оне составляют часть всего символическаго образа 1)? Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земныя царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебныя усилия к развращению человеческаго рода. Α так как каждое историческое царство имеет свои исторические города, как выразителей своей культуры, и царей, как носителей государственной власти, то с представлением ο государствах неразрывно должно быть связано и представление ο царях. Поэтому в апокалиптическом видении мы под одним и тем-же образом голов, по указанию ангела, должны видеть и семь гор и семь царей (ст. 10). Зверь есть мировая сила в ея историческом развитии, в ея смене одних царств другими. Эти царства падают одно за другим, сменяясь предыдущее последующим. В этом смысле и может быть оказано, что ко времени Иоанна пало уже пять царств (царей), шестое существовало, седьмое последует за ним, а после него возникнет последнее, которым и закончится история развития мировой богоборной силы диавола на земле. О первых пяти мировых царствах, уже павших, можно говорить только предположительно. Такими царствами могут быть названы: Ассирийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Сирийское, — последния царства прямо указаны у прор. Даниила. О шестом царстве сказано: «один есть»; так как во дни Иоанна мировым царством было римское, то, очевидно, оно имеется в виду, как шестое в ряду других. О седьмом царстве Иоанн выражается неопределенно. Оно еще не наступило, но когда придет, то недолго ему быть. Так как римское царство в настоящее время пало, то сменившее его царство, или мир, германо-славянских народов, можно считать царством седьмым; оно должно продолжиться до времени возникновения восьмого царства. Это восьмое царство называется зверем (ст. 11), ο котором было упомянуто в 8 ст. как ο таком, который был и котораго нет и из числа семи и пойдет в погибель. Наименование зверем заставляет понимать под восьмым царем антихриста и его царство. Выражение «и нет», говорит ο той смертельной ране, которая была видима на одной из голов зверя, и которая исцелела. Так как голова зверя есть то-же, что и царства, то и исцеление одной головы, возвращение ея к жизни может говорить ο возобновлении какого-либо из семи царств, которое в своем новом виде будет царством антихриста. Оно возникнет из семи, что значит, что оно будет заключать в себе особенности семи предшествовавших царств, Это именно царство антихриста, самое боговраждебное, но оно и последнее. Оно пойдет в погибель, в геенну вечную. Цари, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т. е. право правителей и законодателей, то лишь вместе с зверем, как своим сюзереном, и то только на короткое время, на один час 2). Это, таким образом, представители народов и царств последняго времени 3). Они отличны от царей, представителей мировых государств, которые названы головами зверя (Св. Ириней, Св. Ефрем Сир). Антихрист как нельзя лучше воспользуется этими представителями (рогами) народов и царств, их настроением и образом мыслей и соединит их вместе для борьбы с Агнцем, против христианства и всего святого. Но победа в этой борьбе останется на стороне Агнца — И. Христа, Который победит и лично и чрез избранных и верных Своих служителей, подвизавшихся на земле в борьбе с диаволом и со всем его воинством.

1) Hengstеnberg, Kliefoth, Süller, Яковлев.

2) Hengstenberg, Süller, Ebrard.

3) Lütardt, Ebrard.

15. В таинственном символическом смысле под водами, по словам ангела, нужно разуметь многие народы, которые относились к главному городу, как народы подчиненные. Десять рогов — десять царей будущаго антихристианскаго времени возненавидят блудницу (ст. 16), т. е. город антихристианскаго царства. Ненависть обнаружится в разрушении города. Подобно тому как дикие зверя разрывают на части и пожирают свои жертвы, так точно уничтожат город и апокалиптические цари; они предадут его полнейшему разорению огнем и мечем, и расхитят все его дрогоценности. Таким образом Бож. воля воспользуется царями, как послушным орудием своего мироправления, для того, чтобы постепенно довести историю мира до предопределеннаго конца: Суд над городом, столицею антихристианскаго царства, разорение по желанию самого царя-антихриста будет предвозвещением конца мира и наступления Бож. суда.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»