Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XVIII

1. После сего я увидел инаго Ангела, сходящаго с неба и имеющаго власть великую; земля осветилась от славы его.

2. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

3. и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ея.

4. И услышал я иный голос с неба, говорящий: выйди от нея, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ея и не подвергнуться язвам ея;

5. ибо грехи ея дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ея.

6. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ея; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

7. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей; ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова, и не увижу горести!

8. Зато в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

9. И восплачут и возрыдают ο ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею когда увидят дым от пожара ея,

10. стоя издали от страха мучений ея и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой!

11. И купцы земные восплачут и возрыдают ο ней, потому что товаров их никто уже не покупает,

12. товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякаго благовоннаго дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

13. корицы и фимиама, и мѵра и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

14. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его.

15. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нея, станут вдали от страха мучений ея, плача и рыдая,

16. и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

17. ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали,

18. и видя дым от пожара ея, возопили, говоря: какой город подобен городу великому?

19. И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями котораго обогатились все, имеющие корабли на море: ибо опустел в один час!

20. Веселись ο сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним.

21. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его;

22. и голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе ни какого художника, ни какого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

23. и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе, ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

24. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

ХVІІІ.
Возмездие Вавилону и плач ο его погибели. Явление ангела с вестью об этой гибели и объяснение ея причины (1-3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченнаго на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4-8). Плач о Вавилоне: царей земных роскошествовавших в нем прежде, купцов, пользовавшихся его богатою торговлею, и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9-10). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20-24).

1-3. Иоанн видит иного ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит ο том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью ο страшном суде возмездия над грешным Вавилоном 1). Ангел сильным голосом возвещает ο том же падении того же Вавилона, ο котором было возвещено XIV, 8 и XVI, 19. Вавилон, сообразно с этим пророчеством ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякаго нечистаго духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона это - развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Бож. суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственнаго могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирнаго антихристианскаго царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь.

1) Ebrard, Kliefoth, Lütardt и др.

4. С 4 ст. начинается речь другого лица, под которым более правильно разуметь Самого  И. Христа, Который обращается от Своего имени к избранным христианам, как к народу Своего царства (ср. Исх. XIX, 12). Повеление Господа: «выйди от нея, народ Мой», означает окончательное отделение общества избранных христиан последняго времени от нечестиваго антихристианскаго общества. Кончилось долготерпение Божие и должно наступить время воздаяния. Бог вспомнил все неправды Вавилона, все его беззакония, они превзошли меру.

6. «Воздайте ей» — это приказание от того же лица, которому принадлежит и голос 4 ст., но к другому субъекту. Этими исполнителями Бож. повеления, очевидно, являются те самые цари, которые были назначены исполнителями Бож. воли относительно суда над Вавилоном. Им повелевается воздать, отплатить Вавилону, как и он воздавал «вам», ибо от его развращенной жизни, от его насилий страдали не только избранные христиане, гонимые и преследуемые, но даже и сами нечестивые цари и народы. Сильнаго двойного наказания, страдания Вавилон вполне заслужил своим крайним нечестием, своим развращающим примером и влиянием. Его виновность обнаружилась собственно в том, что он поил народы вином своего блудодеяния (XIV, 4; XVII, 2, 4).

7. Его прежняя гордость и самоуверенность, как столица антихристианскаго царства, как действительной царицы, а не как вдовы, не имеющей мужа. царя, окажутся в совершенной противоположности с его внезапной гибелью. Он считал себя всесильным, вечным, но его постигнет гибель и постигнет внезапно, в один день и одновременно обрушатся на него казни 1). Чрез это и будет доказано, что силен Господь Бог, судящий его (ст. 8). О том впечатлении, которое будет произведено этими казнями, говорится в следующих стихах. Прежде всего восплачут цари, правители отдельных провинций и государств, составлявших единое антихристианское царство; для них особенно чувствительно будет опустошение столичнаго города. Но они только издали будут наблюдать за казнью и не осмелятся прийти на помощь и предотвратить гибель и только будут восклицать: горе, горе! Далее оплакивают разрушение купцы, которое само собою и непосредственно отзывается на их интересах, так как с мировым городом Вавилоном была тесно связана мировая торговля. Купцы так же только издали будут восклицать: горе, горе! Это горе и для купцов, ибо они не только потеряли рынок для своей торговли, но и сами находятся в страхе и опасности на самих себе испытать все те ужасы, которые уже постигли жителей Вавилона. - Мореплаватели, выражая свою скорбь по поводу разрушения Вавилона, посыпят даже на свои головы пепел, в знак своей печали.

1) Андрей Кесар. Kliefoth.

20. Но если падение Вавилона для обитателей земли, стоящих под непосредственным влиянием антихриста было причиною их горя, то для жителей неба и для тех которые живут для неба, это событие будет предметом радости. Приглашаются к радости небо, святые, апостолы и пророки. Причина радости - наступление последняго и окончательнаго суда Божия, котораго просили и желали прославившиеся мученики (Ап. VІ, 10). Суд этот составляет предмет радости небожителей, ибо он есть торжество Бож. правосудия.

21. Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжелый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Бож. суду безследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу ангел, далее, присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которыя постигнут Вавилон. В заключение ангел объясняет и причину самаго суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т. е. его развращающей политике. Наконец последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. XVII, 6). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшаго проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущаго антихристианскаго мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»