Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XIX

1. После сего я услышал на небе громкий голос как-бы многочисленнаго народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему,

2. ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ея.

3. И вторично сказали: аллилуиа! И дым ея восходил во веки веков.

4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

5. И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога вашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

6. И слышал я как-бы голос многочисленнаго народа, как-бы шум вод многих, как-бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

8. И дано было ей облечься в виссон чистый в светлый; виссон же есть праведность святых.

9. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинныя слова Божии.

10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющий свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

11. И увидел я отверстое небо, и вот — конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, котораго никто не знал, кроме Его Самого;

13. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие.

14. И воинства небесныя следовали за Ним на конях белых, облеченныя в виссон белый и чистый.

15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы; Он пасет их жезлом железным, Оп топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

16. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих.

17. И увидел я одного Ангела, стоящаго на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранныя, чтобы сразиться с сидящим на коне и с воинством Его.

20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

21. а прочие убиты мечем сидящаго на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

XIX.
Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившаго брака Агнца с его невестою (1-8). Поклонение Иоанна ангелу, пояснявшему видение (9-10). Видение Вернаго и Истиннаго на белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11 -16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17-21).

1. В 19 главе говорится ο торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. X, 3; XVI, 18) исключительно блаженных ангелов 1) с четырьмя серафимами — животными во главе (IV, 8). Они взывают: «аллилуия» (с еврейскаго языка «хвалите Бога») (ср. Пс. СУ, 48). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершеннаго избавления христианскаго общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Бож. всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества.

1) Ewald.

3. Третий стих содержит в себе повторение песни аллилуия, но с присоединением новаго основания этой хвалы Господа. Это-то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит ο вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животныя падают и произносят: «аминь, аллилуия». (Пс. СІ, 48).

5. Едва замолкло ангельское пение, как послышался голос от Бож. пркстола, от Самого  И. Христа, который требовал, чтобы все рабы Божии воздали славу Богу.

6-7. В ответ на призыв Бож. голоса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленнаго народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько и земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последняго времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т. е. царство будущаго века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится ο единении И. Христа с Его обществом, но не ο совершившемся наступлении этого царства, а только ο моменте самом близком к нему. Это — тот же самый момент эсхатологии, когда Господь, по звуку трубы ангела, собирает всех Своих избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола (Мф. ΧΧV, 23), для произнесения окончательнаго приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последняго времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, И. Христа.

8. Невеста И. Христа одета в льняную одежду, которая означает ея святость, и которая дана была ей Самим Господом. Она есть свидетельство того, что невеста угодна Господу и может войти в Его брачный чертог. Светлость христианскаго одеяния названа праведностью святых. Α эта праведность человека, как его право на близость к Богу, может достигаться и достигается одновременно двумя путями: и собственною добродетелью и Бож. благодатью оправдания. Чистая и совершенная невеста Агнца, т. е. христианское общество последняго времени, есть такое общество, члены котораго достигли высшаго, возможнаго для человека, нравственнаго совершенства при содействии Бож. благодати; оно есть, так сказать, плод историческаго взаимодействия благодати христианства и собственных усилий человека.

9. В дальнейшем Иоанн слышит подтверждение будущаго блаженнаго состояния избранных и совершенных христиан. Ему повелевается одним из ангелов написать: «блаженны званные»… — Это совершенные христиане последняго антихристианскаго времени, оставшиеся в живых до пришествия Господа. Их-то и утешает откровение и им говорит, что их скорби и страдания служат условием их блаженной жизни будущаго. Они блаженны как званные, ибо для них как избранных и совершенных уготовано Богом блаженство, которое они и получат в награду за свои страдания, за свой труд при достижении благочестия и совершенства. Самая же брачная вечеря есть выражение самаго теснаго общения с Господом, которое может быть только в будущей жизни, только после окончательнаго и совершеннаго воцарения И. Христа, после Его второго пришествия. Слова ο блаженстве земных достойны полной веры и принятия, так как они принадлежат Самому Богу, совершеннейшей Истине и источнику всякаго откровения, поэтому ангел и называет их истинными Бож. словами.

10. Иоанн пал к ногам ангела. Преклонение Иоанна было естественным, невольным следствием чрезвычайнаго впечатления явления ангела и его слов. Содержание слов было столь поразительно, что Иоанн не удержался и упал к ногам говорившаго ангела, как падал к ногам ангела прор. Даниил. Ангел и исправляет эту невольную человеческую ошибку тайнозрителя и разъясняет, что, как бы ни были величественны те или другия явления на земле, люди из-за них не должны забывать Бога, Который есть их первопричина и единственно достойный поклонения и служения (Втор. VI, 13). — Свидетельство Иисуса есть Сам  И. Христос, все то, чему Он учил и что Он совершил для спасения человеческаго рода. Это свидетельство есть «дух пророчества», каковое выражение употреблено в смысле основания пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность: в свидетельстве И. Христа, т. е. в Его учении и принесенном Им откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог достоин поклонения и почитания. Вставкою 9 и 10 стихов было нарушено течение описания наступающаго брачнаго вечера Агнца; с 11 ст. Иоанн снова обращается к этому описанию. Теперь говорится ο тех уже, которые не только не удостоятся участия в брачной вечере, но подвергаются жестокому наказанию, как возмездию. Это — события последняго времени, времени страшнаго суда и последняго воздаяния.

11. Иоанн видит отверстое небо; такое начало речи говорит ο новом и совершенно отдельном видении. Раскрывается самое небо, чтобы дать проход на землю явившемуся белому коню с его всадником. Всадник называется верным и истинным. Это имя — несомненно имя И. Христа; оно указывает на постоянныя свойства Его отношений к обществу верующих. Обладая такими свойствами, Он является страшным для Его врагов и незыблемою надеждою и утешением для Его почитателей. Чтобы быть праведным судиею, Он обладает глазами, подобными огненному пламени, т. е. Он проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему. О том, что Он не только праведный Судия, но и всемогущий исполнитель своих приговоров, говорит множество диадим, украшающих Его голову. Это указывает на то, что весь мир принадлежить Ему, должен признать Его власть над собою и подчиниться приговору Его суда. Сообразно свойствам этой природы Он носит и имя, котораго никто не знает, кроме Его Самого: Божественная природа И. Христа в ея сущности и полноте Божественных свойств непостижима для человека. Таинственное имя это находилось на диадимах. Такое предположение подтверждается тем, что собственно диадимы, как принадлежность царскаго достоинства, говорят о непостижимых свойствах Божественной природы И. Христа.

13. Всадник является облеченным в одежды, обагренныя кровью, — И. Христос в окровавленной одежде потому, что Он уже совершил часть Своего суда над грешным человечеством; нечестивые были наказаны страшными казнями, и Вавилон уже погиб. И. Христос является в мир второй раз и подобно тому как ο Его первом пришествии сказано было: «Слово плоть бысть», так и при втором пришествии Он назван Словом Божиим, как предвечный сын Божий.

14. И. Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесныя воинства, состоящия исключительно из безплотных ангелов (Мф. XVI, 27; ΧΧV, 31). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белаго виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст (I, 16; II, 12). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всеведения. Он пасет народ жезлом железным ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия (XIV, 19-20). Весь символический образ есть изображение страшнаго суда и мздовоздаяния, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полнаго ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа.

17. Иоанн, далее, видит одного ангела, стоящаго на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что, по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию, все нечестивые, пред страшным судом будут отделены от нечестивых и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел (1 Кор. XV, 51-52). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если это изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

19. Под воинством 19 ст. нужно разуметь крайнее напряжение и усиление нечестия и боговраждебности пред пришествием Господа. Нечестивые уподобятся войску, выступившему на сражение и вызывающему Бога на борьбу с собою. Но коротка развязка этой долгой истории нечестия. Возмездие началось с тех, кто были виновниками человеческаго нечестия последняго времени, — с антихриста и лжепророка. Α так как их нечестие и их заслуженность вечных мучений будут для всех несомненны, то для них не будет даже и суда, — они без суда будут живыми брошены в озеро огненное, геенну, на вечныя мучения. Зверь-антихрист и его лжепророк первые получат возмездие, будут уничтожены духом уст Божиих и удалены с глаз остальных людей, собранных Господом для последняго суда. Страшное, мучительное изменение произойдет по приговору Божию; нечестивые (прочие) будуг убиты мечом сидящаго на коне, т. е. по действию всемогущества Божия и суда. Их прежния тела сделаются пищею птиц; в мучительном процессе они переродятся в новыя 1), которыя бы соответствовали предстоящим вечным мучениям, вечному ощущению непрерывающихся болей.

1) Андрей Кесар.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»