Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XX

1. И увидел я Ангела, сходящаго с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2. Он взял дракона, змия древняго, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

3. и низверг его в бездну, в заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быт освобожденным на малое время.

4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет;

5. прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение.

6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морский.

8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

11. И увидел я великий белый престол и Сидящаго на нем, от лица Котораго бежало небо и земля. и не нашлось им места.

12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим,

14. и смерть и ад повержены в озеро огненное; это — смерть вторая.

15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

XX.
Заключение дракона в бездну (1-3); тысячелетнее царство сидящих на престоле (4-6). Окончательное осуждение диавола на вечныя мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным (7-10). Видение последняго суда после всеобщаго воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений (11-15).

Видения двадцатой главы нужно разсматривать не в связи с предыдущею главою, но в связи с общим содержанием Апокалипсиса, как откровения истории Церкви до начала вечнаго царства. В двадцатой главе откровение возвращается снова к началу истории Христианской Церкви на земле. Мы снова встречаемся с диаволом, снова видим его в его отношении к Христианской Церкви, хотя и во отношении, разсматриваемом с другой стороны, — со стороны победоносной борьбы христиан против их исконнаго врага.

1. Некоторые толкователи под ангелом, сходящим с неба, видят Самого  И. Христа, но большинство считают его за обыкновеннаго ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких аттрибутов славы и величия. Этому ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну.

3. Дракон, это — тот самый древний змей, диавол и сатана, ο котором была уже речь (в XII, 3-4, 7-9; 13-17). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (IX, 1; XI, 7) это есть особенное, свойственное злым духам состояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям 1). Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть И. Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над ужа искупленным человечеством, был, так сказать, связан И. Христом и осужден на безплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее. Но как долго продолжится эта связанность сатаны? По отношению к отдельным людям диавол связан лишь тогда, когда они пользуются именем Христовым, но он свободен по отношению к христианам, колеблющимся и слабым в вере. На точное и определенное время диавол связав лишь по отношению к «народам земли», как общий обольститель, как виновник общаго идолопоклонства и богопротивления, как миродержатель тьмы века сего. Как таковой он связан Богом на тысячу лет. Только по прошествии этого, Богом определеннаго и предназначеннаго времени, диавол снова будет освобожден и снова явится н? только как развратитель отдельных личностей, но и как общий обольститель мира. Он тогда явится как ангел бездны (IX, 11), как зверь из бездны (XI, 7). Как понимать это тысячелетие? Одни 2) толкователи годы этого тысячелетия считают за определенное Богом число лет, которое должно пройти от времени второго пришествия Господа до времени всеобщаго воскресения и всеобщаго суда. Но такое толкование противоречит учению Православной Церкви, основывающемуся на свящ. Писании, что второе пришествие Господа будет одновременно с общим воскресением и непосредственно будет предшествовать страшному суду, не оставляя никакого промежутка. Иначе решают этот вопрос другие толкователи 3), чуждые предвзятых мыслей. — Теперь, со времени смерти Христа Спасителя и с распространением христианства, диавол связан в своей деятельности общаго развратителя народов и руководителя земными идолопоклонническими царствами, каковых было шесть до времени Иоанна. Седьмое царство хотя также не свободно от воздействия диавола, но сравнительно в очень слабой степени, на что намекает нарочитое замечание апокалиптическаго текста, что седьмому царю не долю быть (XVII, 10). Но восьмое царство будет полным торжеством диавола. Тогда, освобожденный волею Божиею, он снова явится как мировой властитель, и, в лице антихриста, проявит в высшей степени свою вредоносную деятельность. Но эта свобода ему будет дана только на малое время (XX, 3), и царство его представителя-антихриста и антихристианское время будет непродолжительно 4). В тесной связи с описанным явлением связания сатаны стоит последующее видение тысячелетняго царствования со Христом Его святых и мучеников.

1) Августин 20 кн. гл. 8. «О граде Бож».

2) Lütardt, Ebrard, Kliefoth, Süller, Оберлен.

3) Андрей Кес., Августин, Яковлев, Виноградов.

4) См. объясн. ХIII, 5.

4. Иоанн видит престолы и сидящих на них. Сидящие на престолах суда суть первее всего Апостолы, как первые проповедники христианской истины, Бож. слова. После Апостолов в числе сидящих на престолах нужно видеть их ближайших сотрудников и других христиан, прославившихся на ниве христианской проповеди. Впрочем ни личности сидящих ни их числа точно определить нельзя. Апостолы первее всего и по преимуществу своею проповедью способствовали связанию сатаны в его безбожной деятельности. Суду (суждению, разсуждению) сидящих на престолах подлежит самое дело распространения христианской проповеди: они созерцают ея успехи; и, видя, принимают участие в подавлении зла и в торжестве христианства и добродетели. Пользуются прославлением, далее, и души обезглавленных. Это означает то, что победа И. Христа должна служить утешением и для обезглавленных, которые в нем нуждаются по преимуществу. Души всех обезглавленных, а равно и всех тех, которым пришлось и придется в будущем потерпеть от диавола, от его слуг, и, особенно, от зверя-антихриста и его лжепророка (не поклонившиеся зверю), - все они не потеряют своей награды: они будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет. Последнее выражение иногда принимается толкователями за основание учения хилиастов ο тысячелетнем царстве И. Христа с праведными людьми; но совершенно неправильно. Если хилиастическое учение и было основано на Свящ. Писании, то не на новозаветном, а на ветхозаветном. Возникновение этого учения относится к первому времени христианства. Еще еретик Керинф ожидал, что Христос, когда устроит Свое тысячелетнее царство, возстановит во всей красе Иерусалим и счастие участников в этом царстве будет состоять во всевозможных удовольствиях. Но хилиастических воззрений, как частнаго мнения, придерживались и некоторые христианские отцы и учители. Так Папий, по словам Евсевия Кесар., говорил ο том, что по воскресении мертвых наступит царство Христово на этой самой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Об этом же учил и св. Иустин философ. Более подробно ο вопросе тысячелетняго царства разсуждает св. Ириней. Но и он и другие не ищут доказательства своего мнения в Апокалипсисе и не ссылаются на наше место (ст. 4-5), а ищут их в пророчествах Ветхаго Завета и ссылаются на Ис. XXVI, 19; Иерем. ХХIII, 7-8; Иезек. ХХХVІІ, 12-14 и др. По мнению некоторых новейших толкователей тысячелетнее царство также будет состоять, главным образом, в предварительном прославлении святых христиан, которое будет предшествовать общему воскресению 1). Учение ο тысячелетнем царстве и как учение еретиков и как мнение отцов находится к противоречии с другими местами Свящ. Писания. Так мы находим ясныя указания на то, что, во 1) будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф. ХIII, 37; Иоан. V, 28), во 2) будет только еще одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственнаго суда над всеми людьми без исключения (Мф. XXV, 31-38; Иоан. XIII, 17) и в 3) что есть только два царства, настоящее царство благодати (1 Кор. XV, 23-26) и будущее вечное царство славы (Лук. I, 33); средняго между этими царствами ни по времени ни по содержанию не существует. Поэтому хилиазм, учение ο тысячелетнем царстве, осудил и второй вселенский собор. Кроме этого и самый текст 4 ст., взятый сам по себе, не говорит ничего ο земном тысячелетнем царстве. Мы читаем здесь: обезглавленные жили, — собственно были живыми на глазах тайнозрителя. На земле они умерли, здесь же, на небе, в видении Иоанн видит их живыми. Именно, в утешение всем гонимым за веру Христову говорится, что их смерть ограничивается только землею и телом, души же их живут и притом живут на небе пред престолом Божиим. Они вместе с И. Христом будут царствовать, т. е. могут являться руководителями и помощниками подвизающихся на земле христиан и в том находить для себя новый источник радости и блаженства. Это их блаженное царствование будет продолжаться тысячу лет. Тысяча лет — это та тысяча, на время которой был связан сатана в своей деятельности (ст. 3). Поэтому блаженное царствование кончится тогда, когда после кратковременнаго господства на земле антихриста наступит день второго пришествия Господа, день общаго воскресения. После этого настанет новое вечное царство, когда блаженство праведников усугубится тем, что в нем примут участие и их прославленныя тела. Что же касается того, почему употреблено число тысяча, то в ответ на это нужно указать на другия места Свящ. Писания, где это же число употреблено для обозначения многочисленности и полноты (Вор. V, 10; Иерем. XXXII, 18; Пс. LXXXIX, 5; 2 Петр. III, 8).

1) Kliefoth, Ebrard, Lütardt, Süller.

5. Прочие из умерших это, очевидно, те, которые не входят в состав поименованных в 4 ст.; их не коснется первое воскресение, которым Иоанн называет свое видение живых душ. Причем это воскресение не возсоединение умерших людей с их телами, но воскресение как бы первое, особенное. Под первым воскресением нужно разуметь то состояние душ умерших, которое созерцал тайнозритель. Оно может быть разсматриваемо как переход (возстание) благочестивых от земной жизни к жизни на небе, от унижения и страданий к славе пред престолом Божиим. Это воскресение называется первым, ибо оно предваряет и предуказывает на воскресение общее, за которым последует блаженная жизнь праведников и в телах. Такая участь принадлежит не всем; многие (прочие из умерших) христиане и не христиане не удостоятся прославления после своей земной жизни и, разлучившись с телом, будут пребывать вдали от Бож. престола своею душею. Поэтому-то Иоанн и не видит их живыми (ожившими) пред Бож. престолом и вблизи сидящих на престолах. Иоанн участников перваго воскресения называет не только блаженными, но и святыми, т. е. совершенными. Совершенство, будучи условием блаженства христиан после их земной смерти, после разлучения души и тела, послужит для них вместе с тем и основанием освобождения от второй смерти. Вторая смерть, как это видно из II, 11; XX, 14, есть вечныя мучения, которыя наступают для каждаго человека после его осуждения на страшном суде. Телесная смерть есть отделение души от тела, и ея не избегает ни один человек. Но есть еще смерть духовная, — она состоит в лишении человека Бож. благодати, оживляющей его душу. Праведники же, благодаря своей святости и чистоте, находятся и после своей телесной смерти в самом тесном общении с Богом. Они становятся священниками Бога и Христа (ср. 1, 6), т. е. лицами весьма близкими к Богу и делаются некоторыми посредниками между Ним и земными людьми. И как теперь они царствуют со Христом тысячу лет, т. е. до всеобщаго воскресения, так будут царствовать и после этого воскресения, вечно, так как ничто не может лишить их благодати и чрез это подвергнуть второй вечной смерти, вечным мучениям.

7. Отдел XX гл. с 7-10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которыя сатана (диавол) был заключен в бездну он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постояннаго стремления препятствовать людям воспринимать Бож. благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно разсматривать (ср. IX, 1-11; XI, 7) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большаго успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т. е. открыто 1) проявляет себя обольстителем земных народов (ср. IX, 11; ХIII, 1). В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании и в Свящ. Писании Ветхаго Завета. Магог это имя одного из сыновей Иафета (Быт. X, 2) и страны (Иезек. XXXIX, 6), царем которой был Гогь (Иезек. ХХХІШ, 15-16). Имена Гога и Магога нужно разсматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам ο воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последняго времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленнаго города. Стан святых это — Церковь Христова 2), общество истинно верующих христиан последняго времени, в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них, как бы в своем возлюбленном городе.

1) Августин «О граде Бож.» XX, 11.

2) Августин, Андрей Кес., Hengstenberg.

9. Христиане должны будут составить как бы военный лагерь и в этом смысле всегда воевать и быть готовыми на брань с диаволом; но по выражению Апокалипсиса, огонь ниспадет с неба и уничтожит все боговраждебное воинство. Этот огонь будет несомненно послан от Бога, как очевидное доказательство и выражение Бож. помощи для святых и Бож. гнева по отношению к грешникам (ср. Быт. XIX, 24). Это падение огня с неба указывает на тот же эсхатологический момент, ο котором говорит XIX, 21 (ср. 2 Фес. II, 8), и который утверждает истину, что все люди пред страшным судом должны претерпеть изменение своего тела, — мучительное для нечестивых, как бы предначатие вечных мучений. Для диавола, прельщавшаго народы, вечныя мучения наступят ранее общаго суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен (XIX, 21). Для диавола, как осужденнаго издревле, от века была назначена огненная геенна (Мф. ХХV, 41).

11. Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, Откровение обращается к изображению суда над человеческим миром (11-15 ст.), а после этого рисует картину будущаго обновленнаго мира, на котором будет жить новое обновленное человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящаго на нем Судии (ср. Мф. ХХУІ, 31; Дан. VII, 9). Сидящий на престоле несомненно Сам  И. Христос, Который говорил ο Себе, что Отец весь суд отдал Сыну (Иоан. V, 22). Пред Ним, как всемогущим Господом и Владыкою бежало небо и земля. Небо и земля изчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после котораго должна начаться новая жизнь обновленнаго мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, — с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии.

12. Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо умершими: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда (1 Кор. XV, 52-53). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых 1). Всеобщий суд,- а здесь речь несомненно идет ο нем, — будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными (Мф. XXV, 31; 2 Кор. V, 10). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякаго различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебнаго разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждаго человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, — книгу жизни. Эта книга есть предведение Божие, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

1) Ср. Августин XX, 15.

13. Дополняя прежнее и объясняя, откровение говорит далее и ο том, кто были и откуда пришли те мертвые, которые предстали пред престолом Судии. Они суть те, которых отдали море, смерть и ад. Море — место смерти многих людей; смерть - гибель людей на земле безвестным образом; ад — не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземнаго мира, — все погребенные, зарытые в землю. Значит, все умершие, без всякаго исключения, где бы и как бы они не умерли, независимо от того, во что было обращено их смертное тело, все они воскреснут и в своих обновленных телах предстанут на суд.

14. Смерть и ад употреблены здесь как олицетворения (Ср. 1 Кор. XV, 26). Смерть — прекращение земной жизни тленнаго человеческаго тела, ад — состояние душ людей, ожидающих времени страшнаго суда. Но когда суд уже совершился, тогда и смерть уже неуместна, излишня. Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и безповоротное осуждение человека после страшнаго суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное, как место его вечных мучений.

15. Кто не был записан в книгу жизни, т. е. все, которые, по предведению Божию, оказались достойными осуждения, которые не признан достойными вечнаго блаженства в Христовом Царстве, все они были брошены в озеро огненное.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»