Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА XXII

1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца,

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева для исцеления народов.

3. И ничего уже не будет проклятаго; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

4. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

6. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего сказать рабам Своим тó, чему надлежит быть вскоре.

7. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

8. Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающаго мне сие, чтобы поклониться ему;

9. но он сказал мне смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. Богу поклонись.

10. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.

11. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

12. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его.

13. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

14. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

15. Α вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду.

16. Я Иисус послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

17. И Дух и невеста говорят: прииди! и слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

18. И я также свидетельствую всякому слышащему словà пророчества книги сей: если кто приложит чтò к ним, на того наложит Бог язвы, ο которых написано в книге сей.

19. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, чтò написано в книге сей.

20. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

21. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

XXII.
Изображение реки и древа жизни в новом Иерусалиме (1-2); блаженство праведников при полном отсутствии всего греховнаго (3-5). Заключение к Апокалипсису, состоящее в наставлении как относиться к полученному Божественному откровению (6-10), указание на скорое пришествие Господа и на необходимость бодрствования (11-17); увещание от лица Иоанна и от Самого Господа  И. Христа. Благопожелание (18-21).

1-5. Видение XXII главы хотя и относится к тому же новому Иерусалиму, но касается той ея стороны, в которой обнаруживается жизнь его обитателей. Иоанн видит воду жизни, которая течет через город от престола Агнца. Ея вода будет именно тем питием, которое будет утолять жажду обитателей новаго Иерусалима. Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами котораго будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление — в смысле дальнейшей ступени совершенства). Изображение блаженной жизни, данное в 1 и 2 ст., заканчивается новыми конкретными чертами, которыми укрепляется та истина, что будущая блаженная жизнь всех ея участников будет совершенно чужда и свободна всякаго зла и греха: в новом царстве не будет проклятаго. Новое царство будет исключительно царством Божиим, которое будет состоять в теснейшем общении Бога с прославленными Его служителями. Близость к Богу и это созерцание Его вследствие близости, отразится на самой жизни блаженных, как бы на их внешности: имя Его будет на их челах (ср. IV, 3, 12). В будущем царстве снова возстановится первоначальное отношение человека к природе. Блаженные тогда явятся истинными царями обновленной природы, которая будет подчиняться им, не воздыхая (Рим. VIII, 22), но свободно и охотно. Тогда все будет возславлено Богом: Бог над всем и всеми, люди и ангелы — над внешнею природою.

6-8. Начиная с 6 ст. идет заключение ко всему Апокалипсису. В заключение ко всему воспринятому Иоанн слышит особенныя наставления, как нужно относиться к нему. Ангел-посредник (XIX, 9; XXI, 5) замечает, что все виденное и слышанное верно и истинно. Это откровение, назначенное для всех рабов Его, хотя бы оно и казалось странным и несбыточным, совершится вскоре, т. е. как необходимое по Бож. предопределению. От имени Самого  И. Христа 1) ангел-посредник говорит ο скором Его пришествии, мысль ο котором должна настраивать и побуждать человека к размышлению ο страшном суде. Поэтому блажен тот, кто помнит все слова апокалиптическаго откровения и сообразно с ними устраивает свою жизнь. Иоанн поклонился ангелу при его сообщении Бож. откровения, так как последния слова были сказаны ангелом от лица Самого  И. Христа, и Иоанн принял его если не за Самого И. Христа, то за Его представителя. Но ангел отклонил от себя это поклонение, назвавши себя простым сослужителем.

1) Hengstenberg, Süller.

10-20. Все виденное и слышанное, будучи записано в книгу, не должно быть скрыто (запечатано); христиане должны сообразовать с этим свою жизнь. Пусть люди помнят, что недолго они будут при возможности оставаться в прежних условиях деятельности. Близко время, когда изменятся эти условия, ибо тогда наступит воздаяние. Блаженны будут только те, которые соблюдают заповеди Божии; все же другие останутся вне Царствия Божия. К Иоанну, а чрез него и ко всем читателям Апокалипсиса, И. Христос обращается с подтверждением истины сообщеннаго откровения и указывает на Свой личный авторитет. Он прямой потомок Давида. Он — светлая утренняя звезда, т. е. основание христианской надежды на наступление вечнаго дня будущаго царства. По этому вся Христианская Церковь (невеста), руководимая Духом Святым, должна взывать к Нему с мольбою: «прииди». С такою же мольбою должен обращаться и каждый верующий в отдельности, уподобляясь жаждущему. И. Христос еще раз ссылается на книгу Апокалипсис, на пророчества в ней, и предостерегает против всякаго ея искажения: таковой лишится участия в книге жизни, в вечном блаженстве.

21. Заканчивая свою книгу, св. Иоанн уже от себя лично, подобно Ап. Павлу, передает свое благопожелание читателям: «Благодать Господа нашего И. Христа со всеми вами. Аминь».

Протоиерей Николай Орлов.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»