Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА ΙΙΙ

1. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

2. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершены пред Богом Моим.

3. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, кал тать, и ты не узнàешь, в который час найду на тебя.

4. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5. Побеждающий облечется в белыя одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедано имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

6. Имеющий ухо да слышит, чтò Дух говорит церквам.

7. И Ангелу Филаделфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:

8. знаю твои дела; вот. Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, а сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

9. Вот, Я сделаю, что из сатанинскаго сборища, из тех, которые говорят ο себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

10. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле.

11. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы это не восхитил венца твоего.

12. Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, новаго Иерусалима, нисходящаго с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

13. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

15. знаю твои; ты ни холоден, ни горяч; о, еслибы ты был холоден, или горяч!

16. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

17. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг.

18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

20. Се, стою у двери в стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.

21. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его.

22. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

 

III.
Послания к церквам: Сардикийской (1-6), где заключается призыв к покаянию и обещание награды; Филаделфийской (7-13) с похвалою за верность и обещанием постояннаго воздействия промысла Божия; и Лаодикийской (14-22) с исключительным порицанием за теплохлодность, указание на возможность всепрощения.

1. Город Сарды, главный город в Лидии, со стороны религиозной был известен храмом и культом богини Цибеллы. На месте Сард теперь стоит бедная турецкая деревенька, с незначительным числом народонаселения 1). В Сардах в конце II столетия жил знаменитый апологет Мелитон сардийский, писавший толкование на Апокалипсис 2). Господь напоминает Сардийцам, что в Его власти находится раздаяние благодатных даров Св. Духа, в Его же власти и под Его наблюдением находятся и епископы всех церквей (семь звезд), в том числе и епископ церкви Сардийской. Христиане Сардийской церкви, по приговору суда Божия, только носят имя живых, на самом деле они мертвы, — живы по мнению человеческому и мертвы пред всеведением Божиим.

1) Норов 141-160.

2) Евсев. Истор. Цер. 4, 13, 26

2-6. В виду сего Господь не находит в Сардикийцах ничего достойнаго похвалы и прямо призывает к перемене жизни. Состояние бодрствования, духовной бдительности есть первое условие перемены жизни. Дальнейшими словами текста указывается и предмет этой внимательности: прочее близкое смерти. Здесь под «прочим» очевидно имеются в виду некоторыя добрыя стороны религиозной жизни, которыя еще поддерживались Сардийскими христианами, но которым также уже грозила опасность быть забытыми и оставленными при общем понижении религиозно-нравственной жизни. Религиозно-нравственное состояние Сардийских христиан не было вполне безнадежным: нужно было возгревание христианскаго духа и христианской ревности чрез воспоминание ο великой христианской богооткровенной религии. Вообще же от сардийскаго христианина требуется покаяние и изменение его прежней неудовлетворительной жизни. Соответственно этому высказывается и угроза от Господа. Христианина, впавшаго в религиозное равнодушие и мертвенность, можно пробудить только угрозою внезапности посещения Господа (Лук. XII, 20). Но те, которые не осквернили своих одежд (Ис. LXIV, 6), т, е, Сардийцы, которые не запятнали своих душ грехами и преступлениями, как достойные награды за подвиг жизни, будут ходить (со Мною) со своим Господом облеченными в белыя одежды. Белая же одежда всегда служит символом чистоты, знаком близости к Богу и прославления. Символ книги жизни весьма употребителен в Свящ. Писании (Быт. V, 1; Ис. IV, 3; Апок. XX, 15) и говорит ο предопределении Бож. всеведения, по которому всеведующему Богу известны все те, коим уготовано Царство Божие. К числу их принадлежат и верные Сардийские христиане. Их блаженство будет состоять в общении с Самим Богом и с Его ангелами (Мф. X, 32; Лук. XII, 8).

7. Город Филаделфия — один из городов Лидии. По предавию первым епископом Филаделфии был Димитрий, доставленный св. Иоанном. В настоящее время Филаделфия носит турецкое название Аллах-Шехр (Божий град) и имеет вид христианскаго города. К этой верной, сравнительно, церкви Господь обращается с откровением, исключительно содержащем в себе хвалу и одобрение. В Своем обращении к ней Господь называет Себя святым, указывая этим на внутреннейшее свойство Своей природы. В тесной связи со святостью стоит истинность, говорящая об отношении Его к миру и людям. К этим двум Своим Божественным свойствам Господь присоединяет еще новое и называет Себя имеющим ключ Давида. Обладание И. Христом ключом Давида означает обладание ключом от врат небеснаго Иерусалима. Значит  И. Христу принадлежит полная власть удостоить или неудостоить блаженства вечнаго царства. И этот приговор никто, кроме Самого Господа, не в состоянии изменить.

8. Указывая на Свое всеведение Господь ободряет вернаго Филаделфийца указанием на открытую дверь. Открытие двери есть иносказательное указание на то, что только, чрез И. Христа для христианина возможно достигнуть Царства Божия. Но для Филаделфийца открыта дверь не ради его собственной силы, которой у него, как и у всякаго человека, немного, но исключительно по любви и милосердию Божию, это, в свою очередь, должно выразиться в твердом и открытом устройстве своей жизни по заповедям христианской религии.

9-10. Господь ободряет Филаделфийских христиан строгим отзывом об иудействующих, называя их сборищем сатаны, народом осужденным за свое неверие, недостойным названия иудеев, как имени народа, избраннаго Богом. Господь обещает, что силою своего благочестия и силою примера своей святой жизнь Филаделфийцы обратят их сердца к себе и к истинной вере в Бога. Милость Божия к Филаделфийцам выразится также и в освобождении их от искушений, которыя в скором времени должны постигнуть всю вселенную и всех живущих на ней. Под освобождением скорее всего нужно разуметь ослабление бедствий и освобождение от исключительных гонений. Филаделфийцы восхваляются за то, что они сохранили слово терпения (Моего) Божия, т. е. слова Божественнаго откровения, призывающия всех верующих к терпеливому ожиданию Его пришествия. За это Господь обещает укрепить их во время грядущих бедствий и помочь перенести их без ущерба для своего спасения. — По свидетельству истории это Божеств. обещание исполнилось: город Филаделфия и в настоящее время по прежнему остается по преимуществу христианским городом.

11-12. Эти предсказываемыя искушения наступят скоро, как грозное посещение мира Богом, и потому Филаделфийские христиане должны быть особенно бдительны в сохранении своих нравственных достоинств, иначе диавол может лишить их обещанной награды (венца). — В частности в качестве награды Филаделфийцу обещается, что он как побеждающий будет столпом в храме Божием, т. е. только побеждающий получит уготованное ему место в Царствии Божием (Мф. XXV, 34), что только он будет как бы необходимою принадлежностью этого храма. Тогда, говорится Филаделфийцу, на тебе будет написано имя Бога, имя Его города, имя новаго Иерусалима, т. е. тогда ты узнаешь, как велик твой Господь Бог и как милостив Он к тебе. Это будет очевидным и для других, как будто бы оно было написано на твоем светлом челе.

14. Город Лаодикия, в Фригии, был богатым городом и славился плодородием почвы и прекрасною шерстью своих овец. Но гнев Божий обрушился на Лаодикию, и она была совершенно разрушена турками в 1009 году. Теперь от древняго города остались одне печальныя развалины 1). Вот к этой церкви, в членах которой Господь не находит ничего достойнаго похвалы и одобрения, Он обращается со словами: «так говорит Аминь». Употребление этого эпитета содержит в себе угрозу или, по крайней мере, предостережение, чтобы Лаодикийцы не заблуждались относительно справедливости того, что будет сказано далее: все это говорит Тот, Кто есть чистейшая истина, непреложная верность.

1) Норов 92-98. Христ. Чт. 1843 г. 483.

15-17. В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой по хвалы. Ты ни холоден ни горяч, — так начинается порицание. Слова: «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшия слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин — христианин не истинный, что в нем многаго не достает до совершенства христианскаго звания. Тепловатый — ни истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовнаго сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и безпечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен и жалок, и наг. Он решительно не имеет ничего добраго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.

18-19. Лаодикиец у Самого Господа должен купить, приобрести, золото, т. е. заслужить себе от Бога Его всесильную благодать и особенно любовь, которая и есть первый и драгоценнейший дар св. Духа. Чрез эту Божественную благодать в таинстве покаяния приобретается чистая одежда оправдания; Божеств. благодать исцеляет и духовную слепоту, как каллурий (глазная мазь) излечивает обыкновенную глазную болезнь. Господь Бог, угрожая Лаодикийским христианам, однакоже не лишает их и надежды. Кого Он любит, того обличает и наказывает; Его любовь еще никогда никого не оставляла, и для всякаго есть надежда исправления.

20. «Се, стою у двери и стучу», — вот выражение истинной любви Божией к людям. Господь не стесняет человеческой свободы; Он кротко взывает к людям или чрез Свое откровенное слово, или чрез внутренния движения человеческой совести и человеческаго сердца. Стуча, Господь ожидает, что грешник сам добровольно и охотно отворит дверь своего сердца. Господь теперь приходит Сам к человеку для его блаженства до конца жизни; а потом сам человек придет к Нему на вечерю Царства небеснаго после своей смерти.

21. Под престолом Божиим разумеется сопребывание со Христом в Его Царстве. Свойство и величие награды заключается, очевидно, об обетовании возможной близости к Господу Богу, как к источнику и подателю всякаго блага. И. Христос удостоился от Бога Отца полнейшаго прославления Своей плоти, так будет прославлен и христианин, если он путем покаяния и креста пойдет вслед за подвигоположником И. Христом.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»