Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА ІV

1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как-бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

3. и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белыя одежды и имели на головах своих золотые венцы.

5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих;

6. и пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади:

7. и первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

9. И когда животныя воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10. тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря:

11. достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

IV.
Видение небеснаго престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение (1-11).

Начиная с 4 гл. и до 22 гл. 6 ст. идет вторая часть Апокалипсиса; откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Эта часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которыя картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви.

1. Выражение «после сего» может быть разсматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. — «Взглянул» указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения 1). Св. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти туда его приглашал таинственный голос. Слышен голос «прежний»; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же И. Христа (I, 10-15), как преподателя откровения 2). Звук голоса говорившаго по своей силе был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с XI, 12, необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо 3).

1) Kliefoth.

2) Hengsienberg, Kliefoth.

3) Ebrard.

2-3. Выражение же: «и тотчас я был в духе» поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза. Сидящий на престоле не называется по имени, потому что св. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца, в Его отличии от И. Христа (V, 6) и от Св. Духа (ІV, 5). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, св. Иоанн изображает Сидящаго по виду подобным камню яспису и сардису. Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не ив семи цветов, но из одного — смарагдоваго; она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет 1) (смарагдовый).

1) Ewald.

4. Кто были старцы, окружавшие престол, — толкователями решатся неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престоле, были одеты в белыя одежды, как знак их святости и непорочности (III, 4; VII, 13), а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды (II, 10), должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и Апостолов), но действительных представителей всего прославленнаго человечества, сколько ветхозаветнаго, столько же и новозаветнаго. Эти старцы действительныя личности, они избранники из среды прославленных (V, 9), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям.

5. Под голосами здесь вернее разуметь не звуко-раздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум, как обнаружение постояннаго движения, постоянной жизни 2). Под седьмью светильниками, так же как и в I, 4, содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы — Св. Духа, Который действует в мире, как раздаятель благодатных даров.

2) Ewald, Ebrard.

6. В общем описании Божественнаго престола стеклянное море нужно отнести к обстановке этого последняго. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это — среда, не такая как наш воздух, и не такая как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол и вся его обстановка. — «Посреди» нельзя понимать буквально, — в том смысле, что животныя помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие «посреди» сблизить с понятием «вокруг». Нужно представлять так, что животныя, находясь между тронами старцев и троном Сидящаго, одни были за и пред престолом (посреди), другия же — по его сторонам. Кто были животныя? — Они называются животными (не зверями), т. е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельныя живыя существа, личности. Животныя эти исполнены очей спереди и сзади, т. е. нужно допустить, что св. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы.

7. Животныя, виденныя Иоанном, хотя и напоминают животных прор. Иезекииля (I, 4-8, 10), но разнятся с ним в самом существенном. Хотя их также четыре, но там каждое было совмещением четырех, здесь — каждое самостоятельно. Поэтому можно считать, что апокалиптическое видение не было заимствованным или переделкою видения прор. Иезекииля, но было совершенно самостоятельным. Так как ο самых фигурах животных Иоанн умалчивает и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры в видении и не имеют особеннаго значения, а важно лишь их подобие четырем классам живых существ — созданий Божиих. Эти создания, первое — лев — есть выражение силы, второе — телец (вол) - питания, третье — человек — разумности и четвертое — орел — возвышенности.

8. В видении Иезекииля животныя имеют по четыре крыла, и поэтому шестикрылыя животныя Апокалипсиса более подобны серафимам, виденным прор. Исаиею (VI, 2), у которых было по шести крыл. Животныя прикрывали себя своими крыльями, прикрывали совершенно, так что их фигуры, кроме их голов, были невидимы для тайнозрителя, и назначение крыльев, таким образом, состояло в сокрытии фигур животных. — Слову «внутри» нужно придать смысл указания на то обстоятельство, что Иоанн видел глаза и под крыльями, прикрывавшими тела животных. Значит, животныя Апокалипсиса, так же как и животныя прор. Иезекииля, имели глаза не только на своих лицах спереди и сзади, но и все тело их было снабжено глазами: они были многоочитыми. Назначение животных было таково же. какое было и для серафимов в видении пр. Исаии (VI, 3). Они поют почти то же самое, и различие в содержании их славословия заключается в его большей пространности. Животныя Апокалипсиса постоянно восхваляют не только святость Господа, как всемогущаго мироправителя, но и как Вседержителя. — Епитет: «Который был, есть и грядет» говорит не ο троичности Божества, но ο том, что Господь, явивший Себя в ветхом (который был) и новом (есть) заветах, явит Себя как мздовоздателя при кончине мира (и грядет). Таким образом в этих четырех животных можно и должно видеть безплотныя силы, которыя окружают престол Божий. Это совершенно особыя (не серафимы и не херувимы) небесныя силы, которых видел только св. Иоанн и для которых он не дал никакого другого названия, кроме животных, живых существ по преимуществу, — первых созданий Господа Бога.

9. Слова: «когда воздают» равносильны: всякий раз как животныя воздают, и указывают на повторяемость действия. Песнь ангельскаго славословия вечному снова и снова повторялась. И всякий раз, как она оканчивалась, 24 старца, сидевшие на своих престолах, вставали. Они снимали свои венцы и полагали их вблизи себя, пред престолом Божиим и сами поклонялись Сидящему. Их поклонение было выражением сознания созерцаемаго Божия величия. И в своем песнопении они говорят, что Господь достоин принять не только славу и честь, которыя воздают Ему и безплотныя силы, но и силу, т. е. прославление Божия всемогущества.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»