Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА V

1. И видел я в деснице у Сидящаго на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

2. И видел я Ангела сильнаго, провозглашающаго громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея?

3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

4. И я много плакал ο том, что ни кого не нашлось достойнаго раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

5. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея.

6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как-бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которыя суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящаго на престоле.

8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши, полныя фимиама, которыя суть молитвы святых;

9. и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нея печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякаго колена и языка и народа и племени,

10. и соделал нас царями в священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,

12. которые говорили громким голосом: достоин, Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

13. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков.

14. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

V.
Видение Агнца: таинственная книга, запечатанная седьмью печатями (1-4), явление как бы закланнаго Агнца с седьмью рогами и седьмью очами (5-7), новая песнь славословия Сидящему на престоле и Агнцу со стороны 24 старцев и сонма небожителей в том числе и четырех животных (8-14).

Истина, что Господь есть мироправитель и Судия, только намеченная в песнопении ангелов и в самом видении, раскрывается более подробно пред очами св. Иоанна в постепенном явлении различных обнаружений Бож. мироправления и суда. Видение 5-й главы есть именно одно из обнаружений Бож. мироправления, как оснований Божеств. суда.

1. Как показывает союз «и», пятая глава есть продолжение четвертой и относится к тому же самому видению и есть только его дальнейшее раскрытие. Св. Иоанн увидал книгу на раскрытой длани правой руки Сидящаго на престоле. Десница Сидящаго служит символом и Бож. всемогущества и Бож. промыслительной деятельности. Книга же, виденная Иоанном, представляется в виде пергаментнаго свертка, как обыкновенно писались пророческия писания, и была написана внутри и совне и запечатана седьмью печатями. Исписанность книги с обеих сторон предполагает собою богатство содержания, которое не могло поместиться на одной стороне свертка 1). Сверток был один, но состоял из семи оборотов — частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка 2). На вопрос ο содержании книги ответ должен быть тот, что ея содержанием служит все обнаруживающееся после снятия печатей.

1) Ewald и др.

2) Ebrard.

2-3. Не упуская из вида небеснаго престола, Иоанн видит летящаго по небу ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великаго Бога. Ангел спрашивает не ο том, кто хочет раскрыть книгу, но ο том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен 1) и свят пред Господом, чтобы мог восприять откровение Бож. судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и чрез достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильнаго ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ея содержание. Говорится уже не ο снятии печатей, а ο созерцании содержащагося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию. — Здесь предуказание на особенности формы и содержания апокалиптическаго откровения.

1) Kliefoth.

4. Иоанн оплакивал то, чего как бы лишился, чего не мог узнать из запечатанной книги, но что он считал весьма нужным для знания людей и для руководства в их жизни.

5. Наименование льва, употребленное старцем, взято из Быт. XLIX, 9, и в приложения к И. Христу, Котораго изображает здесь Агнец, обозначает сильнаго победителя, царя по Своему богочеловечеству. В глубочайшем смысле этого последняго слова И. Христос назван и корнем Давидовым: в Нем та же самая кровь, как и в жилах ц. Давида, подобно тому, как и отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находится в корнях. Победа же над смертью и вознесении на небо дали И. Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем пред Богом и единственным их учителем, т. е. чрез Иоанна сообщить людям Божественное откровение относительно таинственнаго будущаго.

6. Образ закланнаго агнца указывает на победу И. Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира. Выражение же: «как бы закланный» означает то, что И. Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т. е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты (Пс. ХVIII, 3; Иезек. XXIX, 21; Дан. VII, 8), означают полноту могущества И. Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божиими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в I, 15 и IV, 1, под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на 1. Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления.

7. «Взял книгу…» Чем взял? — спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, — но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя.

8. Совместное падение и животных и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. — Гусли это — действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь ο чашах, которыя напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что оне были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу.

9-12. Поклонение и курение (возношение) сопровождаются старцами пением славословия, которое названо новою песнью по некоторой новости ея содержания 1): И. Христос-Агнец выставляется общечеловеческим искупителем, без всякаго различия людей по коленам, языку, по роду и племени 2). В этом песнопении старцы, выделяя самих себя, как ходатаев и молитвенников, благодарят и славословят Господа Бога за всех других христиан, живущих на земле. Благодарят они за то, что по милости Божией христиане составляют теперь на земле Царство  И. Христа, где каждый член Церкви может и должен приносить Богу свою собственную душу и вместе с своим священником, как бы и сам священник, деятельно участвует в принесении безкровной жертвы. Вместе с этим христиане, как члены Царства Христова, и теперь царствуют на земле по скольку являют в себе ту нравственную силу, которая отличает каждаго истиннаго христианина, и которая неоднократно и рельефно проявлялась в жизни великих христианских подвижников. — Подобно четырем животным и старцам и безчисленные ангелы прославляли Сидящаго на престоле как бы от лица всех безплотных сил. Ангелы прославляют те общия достоинства И. Христа, благодаря которым в искупленном мире водворился лучший порядок, единство и усовершенствование 3).

1) Hengstenberg.

2) Ebrard, Kliefoth.

3) Kremetz.

13. Под небесными созданиями нужно разуметь всех остальных ангелов, которые не были подразумеваемы св. Иоанном в 11 ст. Под созданиями, пребывающими на земле, нужно разуметь, как людей, так и других обитателей земной поверхности (Рим. VIІІ, 19-22). Под подземными тварями нельзя разуметь демонов и осужденных людей, потому что Свящ. Писание вообще не допускает прославления Всесвятаго Бога со стороны демонов и грешников (Деян. ХVІ, 17-18). Естественнее — подземныя создания те, которыя имеют место своего обитания ниже земной поверхности. Все создания воздают сидящему на престоле и Агнцу благословение, и славу, и честь, и державу (I, 6; IV, 9; V, 12).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»