Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА VΙΙ

1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

2. И видел я инаго Ангела, восходящаго от востока солнца и имеющаго печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

3. не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

5. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колеяа Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;

6. из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;

7. из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;

8. из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, котораго никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу,

12. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость в благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белыя одежды кто, и откуда пришли?

14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

15. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной:

17. ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод и отрет Бог всякую слезу с очей их.

VII.
Наложение печати на избранных: явление ангела с печатью Бога живого, которая и была наложена на 144 т. сынов израилевых (1-8 ст). Видение прославленных пред престолом, которые безчисленным множеством в белых одеждах и с пальмовыми ветвями стояли пред престолом и вместе с другими небожителями прославляли Бога и Агнца Его (9-15); объяснение источника их блаженства (16-17).

1. Первое видение второго порядка говорит ο выделении праведных из среды нечестивых при общемировых бедствиях приближающагося конца мира. — Сначала пред пророческим взором Иоанна раскрывается картина спокойнаго историческаго развития христианскаго мира под образом четырех ангелов, удерживающих ветры от их разрушительных действий. Это во всяком случае ангелы добрые, а не злые, как полагает Андрей Кесар.; и их образ указывает на то, что христианство представляет собою в истории несравненно большую гарантию мира и спокойствия, чем языческия религии.

2. Со временем, однако, это спокойствие и мир прекратятся. — Появляется новый ангел, который в своей руке имеет печать Бога живого. Печать эта принесена ангелом для избранных рабов Божиих и должна быть прежде всего отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Господу Богу и на покровительство Божие. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членов Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид — чело (Быт. IV, 15). Но трудно сказать, будет-ли это состояние отмечено и каким- либо внешним знаком.

3. В словах ангела заключается приказание, которое нужно понимать, как повеление Божие, передаваемое по чиноначалию одними ангелами другим. Изображение здесь добрых ангелов, как руководителей вредными действиями стихий, вполне согласно со свящ. Писанием (Пс. CIII, 4). В данном случае добрые ангелы должны удерживать вредныя действия ветров до тех пор, пока явившийся ангел вместе со своими сослужителями не положит печати на рабов Божиих.

4-8. Этих запечатленных из всех колен израилевых оказалось 144 тысячи. - Самое число 144 т. по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое и должно означать полное число избранных (12 Χ 12 Χ 1000). Они названы израильтянами и притом прямо с указанием на 12 колен народа израильскаго. Но ни то, ни другое обстоятельство не вынуждает с необходимостью заключать, что здесь имеются в виду израильтяне по плотскому происхождению. И христиане, составляющие новозаветную церковь, которая является продолжением и заменою церкви ветхозаветной, могут быть названы истинными израильтянами, если не по плоти, то по духу 1). Такое понимание вполне соответствует Апокалипсису (II, 9; III, 9). Под запечатлением нельзя здесь подразумевать обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (Рим. XI, 25-26). Это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, ибо печать налагается на тех, кто уже рабы Божии (ст. 3). Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последняго времени, которые достигнут высшаго совершенства и одухотворенности после общаго обращения в христианство израильтян, — тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные ангелом суть совершеннейшие из христиан последняго времени, избранный народ Божий, — тот самый, ο котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи (Мф. XXIV, 22).

1) Hengstenberg, Süller, Kliefoth и др.

9. Это новое видение говорит ο том, как вознаграждаются на небе те христиане которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов последняго времени. Иоанн видит великое множество людей, т. е. души людей, которыя были облечены в человеческие образы (ср. VI, 9). — Безчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 т. запечатленных, но безчисленность относительная. Состав многочисленной толпы указывает на ея общечеловеческий характер; и несомненно она, подобно душам VI, 9, находится на небе пред престолом Божиим, а не на земле, как те запечатленныя 144 тысячи. Так что, очевидно, здесь имеются в виду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют-ли утешение совершенные христиане, умершие до времени всеобщаго суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души совершенных христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем в знак близости к Господу, как источнику блаженства. На это указывают и белыя одежды, и пальмовыя ветки, как ветви праздничной радости.

10. Слова восклицания всего множества сообразно с указанным значением пальмовых ветвей и в соответствие содержанию хвалы ст. 12, есть выражение чувства восторга пред Богом и Агнцем, спасающими мир многоразличными судьбами. Великое множество спасенных христиан было неодиноким пред престолом в прославлении Господа. Здесь же Иоанн созерцает ангелов, и старцев, и животных. Все они в ответ на прославление святых спасенных, подтверждая его словом Аминь, поклонялись пред Сидящим на престоле и Агнцем и с своей стороны возсылали им хвалу (V, 12) за их семь добродетелей и совершенств 1).

1) Ebrard, Süller.

14. Употребление обращения: господин, не означает поклонения Иоанна пред старцем, но является выражением обыкновенной почтительности спрашивающаго к отвечающему, — смиреннаго Иоанна к прославленному Богом старцу 2). Пришедшие от великой скорби суть перенесшие скорбь, не избежавшие ея. И выражение великая скорбь говорит (Мф. XXIV, 21-29) ο том, что эти спасенные суть все вообще христиане, которые как прежде, так и в будущем (и при антихристе особенно) перенесут страдания и скорби. Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души праведника, а под убелением - достижение чистоты и добродетельнаго совершенства. Они, спасенные, находятся пред престолом Бога и служат Ему день и ночь, пользуясь Его непосредственным покровительством. Такое состояние совершенных христиан, после их смерти, в виду того, что оно названо служением, не есть полное блаженство, а только его предначатие. Источником и причиною их блаженства будет их непосредственная близость к Агнцу, — близость, уподобляемая близости заботливаго пастыря к его овцам. И не будет слез на их глазах, ибо не будет у них никакого огорчения, никакой печали.

2) Kliefoth, Ebrard.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»