Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Откровение Святаго Иоанна Богослова

ГЛАВА VIII

1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как-бы на полчаса.

2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

3. И пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом.

4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

5. И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голосà и громы и молнии и землетрясение.

6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

7. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

8. Вторый Ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,

9. и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

10. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

11. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что оне стали горьки.

12. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

13. И видел я и слышал одного Ангела, летящаго посреди неба и говорящаго громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

VIII.
Явление семи ангелов с трубами, и ангела с золотою кадильницею (1-4). Падение крови и огня на землю после трубы перваго ангела (5-7), большой горы в море после второй трубы (8-9) и большой звезды — полыни после третьей трубы(10-11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12-13).

1. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какия именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящаго, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни ο животных, ни ο старцах, ни ο светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Бож. гнева, как непостижимыми действиями Бож. промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительнаго указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова.

2. Под семью ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам (VII, 13), можно видеть указание на ангелов известнаго чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте — семи трубах, которыя являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи ангелов Иоанн видит еще новаго. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, ο котором упоминалось в VI, 9, и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом, фимиам дан был ангелу для того, чтобы он (ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и ангел — не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 1). Под золотым жертвенником в конце 3 ст. нужно разуметь другой жертвенник, а не тот, ο котором упоминалось в начале этого стиха. Этот жертвенник золотой и под ним можно разуметь только тот, который стоял во святилище пред входом во святое святых (Исх. XL, 5, 26). И пред взором Иоанна происходило нечто подобное тому, что происходило в Иерусалимском храме во время богослужения, хотя сходство было только приблизительное. — Когда дым фимиама поднялся с жертвенника, когда чрез это было указано, что приняты Господом молитвы святых, и что услышана их просьба об отмщении крови мучеников (VI, 10), тогда ангел снова возвратился к жертвеннику всесожжения и снова наполнил кадильницу угольями (5 ст.). Но наполнил не для того, чтобы снова итти для воскурения фимиама во святилище, но для того, чтобы высыпать эти уголья на землю, — с высоты небеснаго свода, на котором Иоанн видел небесный храм и престол. Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были обозначать начало казней Бож. гнева, наступление времени Бож. суда и отмщения.

1) Kliefoth, Lütardt.

6-7. Лишь только произошло это действие ангела, как на небе среди небожителей снова раздались прерванные на время голоса славословия, а на земле произошло землетрясение. Вслед за этим по звуку трубы перваго ангела Иоанн видит чрезвычайное орудие казни (ср. Исход. IX, 24; Иоиль II, 30), которое должно соответствовать особенной греховности и виновности мира. По звуку первой трубы будет падать град, смешанный не только с огнем, но и с кровью; следовательно этот град будет иметь вид шариков, которые будут смочены кровью, — с запахом и видом действительной человеческой крови 1), и кроме того будет сопровождаться истребительным огнем. Коль скоро допустимо, что самая казнь, не смотря на свою необъяснимость с точки зрения современнаго опыта, есть действительное физическое явление, то и ея последствия должны быть объяснены как физическия бедствия среди земной природы. Это действительное истребление градом и огнем третьей части (приблизительно) деревьев на всей земной поверхности, которыя будут вместе с травою сожжены. Во избежание смущения нужно помнить, что эта страшная и непонятная казнь есть казнь не нашего времени, но отдаленнаго будущаго, близкаго к концу мира, когда и весь мир будет обновлен чрез страшные физические перевороты 2). Падение горы с неба, по звуку второй трубы, указывает на небесное происхождение казни, т. е. на то, что она совершается как промыслительное действие Бож. всемогущества и суда. Эпитеты «большая» и «пылающая огнем» требуют разуметь громадную массу огня, которая должна упасть с неба в последнее время. Это будет чрезвычайным действием Бож. всемогущества, проявляющаго свой гнев над грешным человечеством. От падения большой горы воды всего моря испортятся, потерявши и свой прежний вид и свой прежний вкус, а чрез это в них умрет третья часть всего живущаго. Но, кроме того, на море погибнет и третья часть кораблей. Это бедствие тоже — внешнее и физическое, которое постигнет людей чрез бедственное состояние видимой природы, подвергшейся порче из-за их грехов.

1) Kliefoth

2) Cornel a Lapid, Süller.

10-12. О страданиях людей чрез поражение физической природы говорит и следующая казнь. — По звуку трубы третьяго ангела с неба падает, низвергается звезда (названная полынью) прямо на землю, и это падение должно быть понимаемо в буквальном смысле. Для самого тайнозрителя падающая звезда была действительною звездою 1), и он отличает ее от других звезд только лишь тем, что она была большою. Но, присоединяя к ней название «полынь», Иоанн дает основание предполагать, что эта звезда была при этом явлением чудесным и заключала в своей природе нечто большее, чем прочия звезды. Поэтому-то она изображается подобною факелу, возженною и пылающею по действию Бож. промысла. — Последствия падения звезды предуказываются в ея названии — полынь, горькая трава. Можно полагать, что воды были отравлены ея горечью не на каком-либо пространстве земли, но по всей земле, так что люди всей вселенной, без всякаго исключения должны были употреблять несколько горьковатую воду; эта горечь воды, к чему нужно присоединить следствия предшествовавших казней, и произвели большую смертность людей. Несомненно, все это очень трудно представимо для нас и для нашего времени, так как ничего подобнаго мы не наблюдаем в нашей современной жизни. Но отсюда не следует, чтобы нужно было отказаться от буквальнаго понимания этой казни (Мф. XIX, 26). Это - событие будущаго времени. После звука трубы четвертаго ангела Иоанн в своем экстатическом состоянии духа наблюдал какое-то повреждение, изменение в худшую сторону светил неба. Потемнение третьей части каждаго светила неба было не временным, скоро прекратившимся, но, подобно казням первых труб, постоянным для того будущаго времени. Повидимому небесныя светила будут давать для людей света на треть меньше того, что они давали до своего повреждения. Α так как третья часть световой способности всех светил небеснаго свода была поражена, то и день и ночь сделались менее светлы на третью часть того света, который принадлежал им прежде. И в этой казни мы не имеем ничего такого, что было бы совершенно недопустимым и невозможным. Если для Египта возможна была казнь в виде трехдневной тьмы, то возможно и то, что в грядущия времена приближения мира к концу, наш солнечный день и лунныя ночи будут значительно темнее. Можно подумать, что, судя по их необычайности, впечатление казней будет неотразимо. Но люди и себе и другим постараются объяснить все эти бедственныя явления в природе естественными причинами. Поэтому далее прямо сообщается ο новых наказаниях грешнаго мира.

1) Kliefoth.

13. Ангел, вестник этих новых наказаний, представляется летящим посреди неба, что означает то место, где солнце бывает во время своего более высокаго положения. Крик ангела: «увы», «горе», краткий, отрывочный и громкий, вполне подходит ко всей обстановке апокалиптическаго видения. Нужно только возбудить в сердцах людей чувство страха.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»