Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Толковая
Библия
|
Источник:Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том одиннадцатый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1913 год. 1913. С. 407—419. (Сохранена орфография оригинального издания кроме неиспользуемых в современном русском языке букв). Интернет-источник: http://www.russportal.ru/ Глава I.1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю ο тебе в молитвах моих днем и ночью, 4. и желаю видеть тебя, воспоминая ο слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. 6. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; 7. ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. 8. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9. спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10. открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго смерть и явившаго жизнь и нетление чрез благовестие. 11. для котораго я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 12. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. 13. Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. 14. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. 15. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. 16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17. но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. 18. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. I.Надписание и приветствие (1-2). Благодарность, молитва и увещание Апостола (3-7). Не должно стыдиться свидетельства ο Христе (8-12). О сохранении ввереннаго Тимофею учения (13-14). Пример Онисифора (15-18).1-2. Ап. находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя Апостолом Иисуса Христа по воле Божией. Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это Апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедывать волю Пославшаго его...». Ап. на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны Ап. указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь (Кол. III, 3-4; Гал. VI, 8). Поэтому то он, не унывая, терпит всяческия страдания и лишения. 3-5. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу — Которому служу от прародителей — в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку (ὡς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю ο тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее — по русскому тексту. Этими словами Ап. ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Ап. помнит ο его слезах, какия Тимофей проливал при разставании с ним, помнит ο его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимаго ученика. 6-7. По сей причине — т. е. потому, что ты обладаешь нелицемерною верою. — Благодатный дар — т. е. способность к своему высокому иерархическому служению, — прежде всего твердость веры, потом мудрость, мужество, смирение и любовь. Все это излияние Духа Святого, Который иногда в св. Писании представляется как огонь (ср. Рим. XII, 11; Деян. XVIII, 25 и II, 3). Тимофей не должен тушить этот огонь — иначе он обманет доверие Апостола, рукоположившаго его. — Дал нам, т. е. служителям Слова Божия по преимуществу. — Не боязни. Сильному, как льву, бояться нечего. 8. Ап. убеждает Тимофея отгонять от себя малодушный стыд пред возвещением Евангелия. — Свидетельства Господа... т. е. Евангелия, которое принес людям Христос и проповедание котораго продолжали Апостолы. По толкованию св. отцов, здесь находится указание и на смерть Христову, которою Христос подтвердил истинность Своей проповеди. — Ни меня, узника. Знакомства с преступником обыкновенно не поддерживают, даже стараются забыть ο нем, чтобы самому не подпасть подозрению в неблагонадежности. — Страдай с благовестием — страдай на пользу благовестия (Евангелия). — По силе Бога — т. е. сообразно с силою или: пользуясь силою Божией, которая заключается в самом Евангелии. 9. Кроме силы, имеющейся в самом Евангелии, Тимофею поможет благодать Бога и любовь Божия, воспоминая ο которой Тимофей может освободиться от всяких колебаний при решении вопроса ο том, стоит ли ему трудиться для возвещения Евангелия. — Званием святым. Зов Божий — святой, существенно отличающийся от человеческих приглашений (ср. Матф. XXII, 3, 14; XI, 28). — Прежде вековых времен. Говоря, что благодать «дана была прежде вековых времен», Ап. имеет в виду очевидно не довременное бытие (δοϑεῖσαν — указывает на факт исторический), а древнейшее пророчество ο спасении людей от греха, т. е. Быт. III, 15. Христос, по представлению Апостола, и есть то обетованное Семя, ο Котором сказано было Адаму и Еве как ο Спасителе человечества. Впрочем, Он был дан только еще как надежда (ср. Ис. IX, 6). 10. Ап. говорит ο том, что обетование ο спасении исполнено теперь чрез явление «Спасителя», Который разрушил — правильнее: поставил смерть вне возможности действовать, сделав это, впрочем, принципиально-окончательное же уничтожение ея должно совершиться на последнем суде (1 Кор. XV, 26). — Явившаго — сделавшаго то, что мы ясно видим жизнь и нетление. — Жизнь — это вечная жизнь во Христе (ср. VI, 23). — Нетление. — Этим выражением Ап. точнее определяет понятие «жизни». — Чрез благовестие. Это выражение относится к началу стиха: «открывшейся»... Ап. хочет сказать, что благодать открылась чрез проповедь ο спасении, которую пронесли по всему миру поставленные Христом по Его воскресении проповедники (Иоан. XX, 21; Ефес. II, 17; Евр. II, 3). 11-12. Указывая Тимофею в пример самого себя, как твердаго проповедника Евангелия, Ап. говорит, что «залог его» (παραϑήϰην μου) уже хранится у Бога на небе. Этим он выражает свою уверенность в ожидающей его на небе награде: награда эта уже составляет как бы собственность Апостола (ср. 1 Тим. VI, 18; Матф. V, 12; XIX, 21). 13-14. Правильнее перевести: «как общий очерк здравых слов храни тот очерк, какой ты принял от меня, пребывая в вере во Христа — как в Спасителя — и в любви к Нему (вера и любовь ко Христу не позволят Тимофею уклониться от здраваго учения и тем огорчить Христа)». — Храни добрый залог, т. е. это самое здравое учение. — Духом Святым, т. е. возгревая в себе благодатныя дарования Святаго Духа, какия есть в Тимофее, как и во всяком добром христианине. При таком горении духовном Тимофей вне опасности утратить драгоценныя сокровища здравых слов. 15-18. Чтобы еще более побудить Тимофея к верному хранению учения, преподаннаго ему Павлом, Ап. выражает свою скорбь, какую причинили ему все асийские (вероятнее всего, ефесские) христиане, оставившие Апостола безпомощным в руках врагов. Может быть, для того чтобы Апостолу можно было освободиться из римских уз, требовалось заступничество влиятельных малоазийских христиан пред римскими властями. Эти христиане должны бы явиться в Рим и дать показания в пользу Апостола, но они, очевидно, поспешили отстраниться от него. Даже чем-то известные Фигелл и Гермоген не помогли Апостолу. Тимофей не должен подражать им. С другой стороны Ап. не может без чувства искренней благодарности вспомнить об Онисифоре, который, по преданию (Акты св. Феклы), имел дом в Иконии и принимал там Ап. Павла. Этот Онисифор нашел Ап. Павла в Риме, — очевидно, уже в то время, когда Ап. был заключен в настоящую темницу, когда к нему был совсем прекращен доступ для римских христиан. Здесь, чем мог, он служил Апостолу. И раньше этот Онисифор, в бытность свою в Ефесе, оказал немало услуг Ефесской церкви (выражения мне в древнейших кодексах не имеется), ο чем лучше известно самому Тимофею, как епископу Ефесской церкви. Так как Ап. желает милости Божией не самому Онисифору, а дому или семье его, а самому Онисифору просит милости у Господа «в оный день», т. е. в день страшнаго суда, то ясно, что Онисифора во время написания послания уже не было в живых. — Да даст ему Господь... Не без основания в этих словах видят доказательство того, что Ап. Павел верил в действенное значение молитвы за умерших: высказанное им желание, раз оно обращено ко Христу, есть не иное что как молитва.
Глава II.1. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2. и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. 5. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться. 6. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшаго из мертвых, по благовествованию моему, 9. за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. 11. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12. если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13. если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 14. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к разстройству слушающих. 15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. 16. Α непотребнаго пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17. и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18. которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. 19. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. 20. Α в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. 21. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. 22. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. 23. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они раждают ссоры; 24. рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым, 25. с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, 26. чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. II.Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам. (1-14). При этом Тимофей должен обращать внимание на центральный пункт евангельскаго учения. (15-19). Не следует все достоинство человека полагать в его одарении духовном. (20-23). Тимофей должен с кротостью учить верующих и неверующих (24-26).1. Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Ап. убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святаго, предлагаемою всем людям чрез Христа (1 Кор. Ι, 4 и Тит. III, 5 и сл.; 2 Тим. I, 14). Не «в» благодати должен Тимофей укрепляться, а «посредством, при помощи» (ἐν) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Ап. Павла и продолжать его дело. 2. При многих свидетелях. Перевод не точный. По гречески здесь стоить предлог διὰ — чрез, а ἐπί — при. Но и перевести это место выражением «чрез многих свидетелей» — также неудобно: зачем бы при слушании Тимофеем учения Ап. Павла еще нужны были какие-то свидетели? Естественнее перевод, предлагаемый Воленбергом: «чрез многое (πολλῶν средний род) свидетельствуя» (μαρτυρῶν — прич. наст. врем. от μαρτυρέω). Тимофей, слушая Ап. Павла, многими делами заявлял (свидетельствовал) о своем сочувствии ему, о своем желании потрудиться на пользу Евангелия, как оно излагалось Павлом. Он оказался верным, надежным слушателем, и сам в свою очередь должен найти таких же верных и надежных слушателей. 3. В чем же Тимофей может показать свою силу (ст. 1)? Во первых, в перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем (вместо ϰαϰοπάϑησον «переноси страдания» древнейшие кодексы читают συγχαϰοπάϑ — страдай вместе). 4. Во вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на исполнение воли его вождя — Христа. 5. В третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедывания, как во время борьбы, соблюдать известныя правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2 Кор. X, 3-4). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. IV, 8; Апок. II, 10). 6. В результате такой усердной работы и работы сопряженной с тяжелым трудом (ϰοπιῶντα) проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ея плодов, В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Матф. XIX, 28 и сл.). 7-10. Все, что говорил доселе Апостол, Тимофей должен как следует обдумать и Бог даст (лучше читать δώσει, чем δῴη — да даст) ему в этом случае разумение. При этом Тимофей должен помнить ο Христе, воскресшем из мертвых. Ап. не говорит, что Христос умер, но это само собою предполагается, как равно предполагается необходимым и требование от всех христиан быть готовыми к смерти со Христом. — От семени Давидова. Христос воскрес к славной жизни, бывши по телу только потомком человека — Давида (выражение: от семени Давидова стоит в зависимости от слова: воскресшаго — ἐγηγερμένον). Но не только на возвышение Христа по Его воскресении здесь указано, но также и на Его истинное человечество, в опровержение ложных взглядов на Христа (ср. 1 Тим. II, 5). — По благовествованию моему. Ап. предполагает возможным, что другие проповедники Евангелия привносят в это учение ο Христе свои взгляды. Его «Евангелие», т. е. его система христианскаго учения — так для него истинно, что он за него идет на страдания. — Но для слова Божия нет уз. Эти слова нужно бы поставить в тире, как мысль вводную. — Ради избранных — т. е. из за тех, кого воля Божия избрала ко спасению, но которые еще колеблются принять христианство, опасаясь соединенной с ним необходимости терпеть скорби. Ап. для их укрепления идет сам на всякия страдания за Христа. 11-13. Ап., в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианскаго песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть. — Умерли — в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю. — Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, — именно Свои угрозы. 14. Сие напоминай — т. е. ο необходимости для проповедников Евангелия страдать за Христа, для того чтобы наследовать в будущем прославление. — Заклиная пред Господом — указывая слушателям на их ответственность пред Богом. — Не вступать в словопрения — по лучшему чтению не вступай в словопрения (μὴ λογομάχει). С этого начинается новый ряд увещаний, обращенных к самому Тимофею. 15-18. В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным — правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. I, 8) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочныя обстоятельства, как делали лже-учители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: верно преподающим... (правильнее: прямо разрезающим — ὁρϑοτομεῖν — слово истины). — Они еще более... т. е. эти лже-учители еще дальше пойдут (προϰόψουσιν) — в область нечестия зайдут (ἀσεβείας — вин. множеств. числа, как определение дальнейшей ступени лже-учительства). — И слово их как рак... От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Ап. указывает на двоих таких лже-учителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение ο котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже ο случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей. — Именей — см. 1 Тим. I, 20. 19. Но — точнее: но всетаки (μέντοι). — Твердое основание (στερεὸς ϑεμέλιος) — т. е. Сам Христос, распятый и воскресший, положенный Самим Богом как твердое основание Церкви. — Стоит — остается на Своем месте, несмотря на все смущения, вносимыя в жизнь Церкви еретиками (ср. 1 Кор. III, 11 и сл.; Ефес. II, 20; 1 Петр. II, 6) — Имея печать — которая удостоверяет Его высокое положение. — Познал Господь Своих — общее положение, составленное по образцу выражения кн. Числ (XVI, 5 по 70-ти). Бог Отец познал своего Сына и в состоянии Его унижения и поставил Его Сыном в силе (Рим. I, 4). Всякий, кто вступает в общение с Сыном, признается также и Богом Отцом (Гал. IV, 9; ср. Матф. VII, 23). По всей вероятности, Ап. представляет здесь себе факт крещения верующих (Рим. VI, 3 и сл.; Кол. II, 12). — И да отступит... Это другая надпись, имеющаяся на камне, составленная по образцу Числ. XVI, 21. Христос в, течении всей Своей земной жизни был далек от всякой неправды мира, а поэтому и от всякаго Его последователя требуется также святость поведения, которую он обещал предъявлять еще в то время, когда принимал крещение. Связь этого стиха с предыдущим такая: отрицание воскресения мертвых несомненно ведет людей к нравственному вырождению и одичанию, потому что уничтожает страх пред будущим судом (ср. 1 Кор. XV, 32 и сл.). Но кто знает, что он связан тесно со Христом воскресшим и что он сам воскреснет со временем, тот не может здесь вести дурную жизнь. 20-23. Кого разуметь здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенныя дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда высматривают в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Матф. 13, 23; 1 Кор. XII, 14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов — из золота и серебра, вторые — приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома — это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которыя имеют особыя дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1 Кор. XII, 22-25). — Юношеских похотей убегай — т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокия умственныя способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й). 24-26. В пример христианам Тимофей должен с своей стороны являть кротость и незлобие в обсуждении разных вопросов среди членов Церкви. Даже с противниками Церкви — иудеями и язычниками — он не должен входить в ссоры, а кротко наставлять их, ожидая, что Бог даст им силы поверить проповеди Тимофея и таким образом вырваться из диавольских сетей, в каких они запутались (ср. Ефес. II, 2).
Глава III.1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкия. 2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, 5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7. всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере. 9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось. 10. Α ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковыя гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14. Α ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен; 15. притом же ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. III.Наступление тяжких времен (1-9). Пример Ап. Павла (10-12). Увещание к Тимофею (13-17).1. Последние дни. Христиане Апостольскаго времени полагали, что они уже вступили в «последние дни» (Евр. I, 1; ср. Деян. 2, 17). И здесь Ап. понимает несомненно не какия либо очень отдаленныя времена, а вообще «последующие» дни. Это доказывается тем, что Апостол советует Тимофею «удаляться» от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что Тимофей увидит их (ст. 5). О том же говорит и употребление настоящаго времени в речи ο будущих лжеучителях (ст. 6 и 8). 2. Люди — человечество в своей массе. — Самолюбивы. Самолюбие есть главная движущая причина человеческаго развращения. 5. Таковых удаляйся, т. е. от всех выше названных людей. Очевидно, Апостол видел, что подобные люди появились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. 2 Сол. II, 7). Со временем это нечестие (II, 16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время Ап. Павла, прямо напр. заявляя, что воскресение уже было. 6-7. Ап. с презрением говорит ο женщинах, которыя будут следовать за ложными учителями (женщин — τὰ γυναιϰὰρια — уменьшительно-презрительное выражение вместо αἱ γυναῖϰες). Женщины будут искать у этих лже-учителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам. 8. Имена волхвов, противившихся Моисею, Ап. конечно узнал из иудейскаго предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лже-учителями. 10-12. Тимофей всегда следовал примеру Апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом Ап. напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лже-учителей. — Постигших меня... Правильнее: «А какия страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь». — В Антиохии — см. Деян. XIII, 15. — В Иконии — Деян. XIV, 2 и сл. — В Листре — Деян. XIV, 19 и сл. — Да и все желающие жить благочестиво... — Ср. Матф. V, 10 и сл. 13-14. В то время как лже-учители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами. Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от Ап. Павла (зная, кем ты научен). 15-17. Тимофею поможет в этом случае и его знакомство с Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. I, 5.). Писание свидетельствует о Христе (Иоан. V, 39, 45 и сл.). — Умудрить во спасение — т. е. в отношении к сущности спасения; оне дадут ему правильно уразуметь, в чем именно состоит спасение. Α спасение это достигается верою во Иисуса Христа (ср. Рим. III, 25: очищение верою). — Все писание... правильнее перевести «всякое писание, вдохновенное от Бога, полезно также для того, чтобы научат обличать.....». Таким образом частица ϰαὶ — и должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение же πᾶσα (без члена) не может означать всю совокупность ветхозаветных книг (оне называются в Новом Завете, напр. в Евангелии Матф. ХХІ, 42, писаниями αἱ γραϕαί), а означает какое угодно богодухновенное писание, в том числе и новозаветныя книги, некоторыя из коих в то время уже существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он об устной проповеди своей и других Апостолов говорил, что она имеет своим источником Святаго Духа (2 Кор. III, 3). — Да будет совершен Божий человек... т. е. нужно читать богодухновенное писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником Христа.
Глава IV.1. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2. проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 3. Ибо будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4. и от истины отвратят слух, и обратятся к басням. 5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое, 6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его. 9. Постарайся придти ко мне скоро. 10. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. 11. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. 12. Тихика я послал в Ефес. 13. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаныя. 14. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! 15. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. 16. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. 18. И избавит меня Господ от всякаго злаго дела, и сохранит для Своего Небеснаго Царства. Ему слава во веки веков. Аминь. 19. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. 20. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больнаго в Милите. 21. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. 22. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. IV.Обязанности Тимофея в виду ожидаемаго пришествия Христова и отшествия Ап. Павла из этой жизни (1-8). Заключение послания: разнаго рода поручения, приказания, советы и приветствия (9-22).1. В явление Его и Царствие Его — перевод не точный и недостаточно определенный. Правильно это выражение (ϰατὰ τὴν ἐπιϕάνειαν αὐτοῦ ϰαὶ τὴν βασιλείαν αὐτοῦ) перевести так: «соответственно с Его явлением в конце дней — с одной стороны и соответственно Его Царству — с другой». Христос будет судить как такой, который придет уже облеченный честью и силою Божией, а не как бедный сын человеческий, живший в образе раба распятый в немощи, — не как взятый из семьи живых, а как воскресший и царствующий на небе и Свое вечное царство имеющий основать на земле (Злат.). Сообразно с этим все мертвые и живые станут пред Ним на суд, и Он воздаст каждому должное. Об этом должен Тимофей вспоминать всякий раз, как ему придется трудно в борьбе с врагами. 2. Настой — точнее: выступай (ἐπίστηϑι ср. Иер. XLVI, 14 по 70 и 2 Цар. I, 19). — Во время и не во время — т. е. не обращая внимания на то, кажется ли это выступление благовременным для тех, пред кем Тимофею придется выступать. 3. Тимофей должен теперь пользоваться случаем обращаться с увещанием к слушателям, потому что наступит время, когда он уже не найдет людей, готовых его слушать; люди будут охотнее слушать других учителей. 4. Ср. 1 Тим. I, 4; IV, 7. 5. И при Тимофее уже обнаруживались такия нездоровыя стремления к новизнам в христианстве. Поэтому теперь уже Тимофей должен быть трезвен (по русски: бдителен), в противоположность тем учителям, которые, как люди захмелевшие, не отдают себе яснаго отчета в том, что сами говорят, не делают различия между важным и неважным, между формой и содержанием, обращая внимание более на то, что удовлетворяет вкусы толпы. Такие люди не станут страдать за Евангелие, а Тимофей обязан к этому. — Благовестника — (εὐαγγελιστής) — не только разсказывающаго ο жизни и передающаго речи Спасителя, но и миссионера, проповедующаго христианское учение вообще, в целях распространения Царства Христова. — Исполняй — т. е. всецело, а не на половину, смотри на свое служение как на цель своей жизни (πληροϕόρησον. — ср. Лук. I, 1). 6. До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий Апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую Апостолу мученическую кончину). 7. Веру сохранил. — Апостол говорит здесь об общей христианской вере. 8. Готовится — точнее: лежит уже в готовом виде (ἀπόϰειται). — Правды — т. е. праведности: Апостол мыслит ο венце как ο награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец — не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы (1 Петра V, 4), вечной жизни (Иак. I, 12). — Господь — т. е. Иисус Христос (ср. Иоан. V, 22). — Явление Его — конечно, второе (ср. ст. 1). 9. Скоро. В 21 ст. прибавлено: до зимы. Может быть Тимофей дал уже знать Апостолу, что собирается в Рим. 10. Апостол чувствует себя в Риме одиноким. — Димас — был ранее сотрудником Ап. Павла. (Флп. I, 24), а теперь ушел в Фессалоники по своим личным, может быть, торговым делам. — Крискент в Галатию — т. е. в Галлию, которая у древних Греков и в начале христианскаго периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. — Тит в Далмацию, т. е. в южную Иллирию. — Один Лука со мною. Может быть, Лука особенно нужен Ап. Павлу, нередко болевшему, как врач (Ср. Кол. IV, 14). 11. Марка — ο Марке см. введение в Евангелие от Марка. — Для служения — т. е. для исполнения различных поручений Ап. Павла. 12. Тихика — см. Деян. XX, 4. Как уроженец Азии, Тихик в Ефесе и в зависимой от Ефеса области был более на месте, чем иерусалимлянин Марк. 13. Фелонь, т. е. путевой плащ (paenula), какой носили римские солдаты поверх тоги. Апостол намекает здесь не на то путешествие в Троаду, ο котором говорится в Деян. XVI, 3, и не на то, ο котором идет речь в Деян. XX, 5 и сл., потому что со времени перваго прошло уже целых 12-ть лет, а со времени второго — 6 лет. Вероятно он имеет в виду здесь последнее, третье, свое пребывание в Троаде (ср. 1 Тим. Ι, 3). — Книги — по всей вероятности, это священныя книги Ветхаго Завета. — Особенно кожаныя. Если все оставленныя Павлом в Троаде книги Титу будет нести неудобно, то он должен захватить, по крайней мере, те, которыя написаны на коже или пергаменте. Может быть, в числе этих книг были путевыя заметки Ап. Павла. 14-15. Александр. Здесь вероятно разумеется тот Александр, который упомянут в истории возмущения Димитрия (Деян. XIX, 33). Он был медник или, правильнее, обработчик металлов вообще (у Гомера об одном меднике сказано, что он занимался обработкой золотых вещей. Одис. III, 432). Хотя он был Иудей, но тем не менее помогал Димитрию в изготовлении идолов (ср. Рим. II, 22). Повидимому, этот Александр прибыл во главе целой депутации в Рим для того, чтобы обвинять Павла пред высшим, Императорским, судом. — Сильно противился — правильнее: противится и теперь (ἀντέστηϰεν). Отсюда можно заключать, что Александр и теперь пребывал в Риме и что Тимофею пришлось бы столкнуться с ним по своем прибытии в Рим. Поэтому Апостол убеждает Тимофея быть особенно осторожным. 16-18. У Римлян было в обычае, чтобы во время разбора дел на суде являлись друзья обвиняемаго, которые уже одним своим присутствием поддерживали дух обвиняемаго и оказывали некоторое влияние на судей. При разбирательстве дела Ап. Павла не нашлось никого из его друзей, которые бы явились на суд. Но за то ему помог Сам Господь. Помощь Господа состояла в том, что Он снабдил его силою Своего Духа (Матф. X, 20). При этом, вероятно, Бог Сам явился Апостолу языков (ср. Деян. XVIII, 9 и сл. и выражение 17 ст.: Господь же предстал мне). Вследствие этого речь Ап. Павла дышала такою силою и имела такое поразительное действие, что он тогда «при первом ответе» избавился из львиных челюстей. Этот образ, заимствованный из книги пророка Даниила (Дан. VI, 22. 27), нельзя буквально понимать в том смысле, что Павел был освобожден от опасности быть брошенным цирковым львам. Он был римский гражданин и по закону мог быть только казнен посредством отсечения головы. Здесь, очевидно, Апостол имеет в виду вообще свое спасение от смертной опасности и хочет сказать, что на первом разбирательстве его дела над ним не было произнесено смертнаго приговора. Вопрос только в том, на какое событие здесь намекает Апостол. Толкователи различно думают об этом. Одни говорят, что Апостол имеет в виду здесь первое разбирательство своего дела, которое, благодаря убедительной речи Павла, сошло для него благополучно. Павлу таким образом приходилось дожидаться новаго вызова в суд, который должен был иметь для него более несчастный исход. Другие принимают, что тот первый ответ имел место не во время этого римскаго пленения, не во время происходившаго там процесса, а в обстоятельствах более ранняго времени и что Павел разсказывает здесь ο том, как он избавился от того перваго пленения. Это место для некоторых древних толкователей представляло собою основание к тому предположению, что Павел был освобожден из первых римских уз (о них см. Деян. XXVIII гл.), а потом снова был пленен, и что второе послание к Тимофею написано из вторых римских уз. — Дабы через меня утвердилось благовестие... т. е. чтобы Апостол мог выполнить после освобождения из первых уз свои планы, ο которых он говорил в послании к Римлянам (XV, 24). — И избавит меня Господь от всякаго злого дела. Как Апостол спасся в первый раз, так он спасется и на будущие разы от всяких нападений злых людей, хотя впрочем это не значит, что он не умрет. Слова: сохранит для Своего Небеснаго Царства означают, что он будет введен в Небесное Царство Христово через достойное приятие смерти, которой Апостол, как видно из 6 ст., в то время ожидал. Таким образом смерть и являлась для него путем в вечную жизнь. Поэтому и Апостол возсылает Господу славу за все и даже за самую смерть. 19. Прискиллу и Акилу — см. Деян. XVIII, 2 и 18 и Рим. XVI, 3. — Дом Онисифоров — см. I, 16 и сл. 20. Ераст ср. Рим. XVI, 23. — Трофим — см. Деян. XX, 4 и XXI, 29. 21. Здесь перечисленныя лица неизвестны из других источников. О Лине только св. Ириней (Против ересей III, 3) сообщает, что он был после Павла епископом в Риме. |