Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Священноисповедник Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский и Брацлавский

Учение о Царстве Божием
по сочинению блаженного Августина
«О Граде Божием»

III ГЛАВА

Внутренняя природа, сущность и внешняя история Царства Божия в учении блаженного Августина

Мы уже наметили общий характер воззрений блаженного Августина на Царство Божие. Мы видели, что Царство Божие представляется ему, как своего рода государство. Такое представление Царства Божия как будто делает учение блаженного Августина о Царстве Божием вовсе не похожим на учение о нем Евангелия. Правда, Царство Божие в изображении его блаженным Августином, как увидим, определяется несколько иначе, чем как мы определяли его по Евангелию. Но это различие определений не мешает тому, что сущность Царства Божия в воззрении блаженного Августина остается та же самая, какова она и в Евангелии, именно — основанное на любви общение людей с Богом и между собою. Видимое же несоответствие происходит оттого, что в учении блаженного Августина о Царстве Божием раскрывается преимущественно одна сторона царства, в Евангелии — другая. Ведь Царство Божие определяется с двух сторон — внутренней, как сыновнее настроение людей по отношению к Богу Отцу, и внешней, как общество людей, объединенных тем сыновним настроением. Блаженный Августин, мало раскрывая внутреннюю природу царства, подробно останавливается на внешней истории его — от кого и как произошел Град Божий, какова последующая судьба его. В Евангелии наоборот, мало говорится о внешней истории Царства, зато подробно раскрывается внутренняя природа, сущность его. А что блаженный Августин по преимуществу останавливается на внешней истории Царства Божия в ущерб внутренней, то в этом, думается, не только недостаток, а даже достоинство сочинения великого учителя. Всякое сочинение оценивается с точки зрения условий и обстоятельств того времени, в которое оно появляется. А обстоятельства появления сочинения блаженного Августина мы знаем. После разрушения Рима (410 г.) язычники, доселе нападавшие на отдельные пункты христианства, теперь ополчились на всю цельную систему его. Они доказывали, что христианство несообразно ни со здравым смыслом, ни с условиями государственной и общественной жизни; что, в частности, догмат о воплощении Сына Божия не только не нужен, но прямо противоречит спасению людей [39] и с этой точки зрения положительно непонятен и тому подобное. В основе этих нападений на христианство лежало незнание язычниками ни истории, ни сущности христианства [40]. Отсюда блаженный Августин, задавшийся целью «защитить Град Божий» [41], непременно должен был обратить особое внимание на историю христианства, он должен был познакомить с ней язычников, чтобы оправдать христианство.

Итак, правильно понимая сущность Царства Божия, блаженный Августин подробно раскрывает преимущественно внешнюю сторону его только по требованию настроения и умственного состояния язычников-римлян. А в этом сказывается здравый ум писателя, который, понимая полную истину, обращает ее той или другой стороной к своим читателям смотря по тому, какую они могут или какую нужно им воспринять.


Всякое царство, состоя из подданных и царя, объединяющего их своей волей, получает характер от качества и настроенности как царя, так и подданных. Особенно это можно сказать относительно Царства Божия: если в человеческом царстве царь не всегда может непосредственно видеть каждый уголок своего царства и, стало быть, простирать на него свое влияние, если в состав членов царства человеческого могут входить, и действительно входят не сочувствующие и даже прямо отрицающие взгляды и идеи царя, то Небесный Царь назирает всю подсолнечную и все направляет к добрым, Своим, так сказать, заветным целям, и, как увидим, Царство Его состоит только из любящих Его, стремящихся к Нему и поставляющих целью своей жизни исполнение воли Его. Отсюда, определить характер, природу, сущность царства можно путем характеристики царя и подданных его. В отношении учения блаженного Августина мы так и сделаем. Это представляется нам тем более возможным, что на первом плане грандиозной картины Царства Божия, написанной блаженным Августином, как бы в небе виден именно Царь, величественно простирающий Свои объятия бесконечной любви над Своим Царством; вокруг Него ангелы, как бы парящие в облаках и направляющиеся к Нему, как своему центру. Внизу — подданные, отвечающие на любовь любовью же к своему Царю и в этой любви, как дети, доверчиво устремляющие к Нему взоры и руки свои. То есть в своем сочинении «О Граде Божием" блаженный Августин именно и дает характеристику Царя Града и граждан его, ясно определяя тем и характер самого Царства.

 

• А •

Царь Царства Божия и Его свойства.

Уже из самого понятия «Царство Божие» ясно, что Царь этого Царства — Господь. Но у блаженного Августина Он прямо и называется [42] и изображается Царем Своего Царства. В противоположность Юпитеру, которого язычники-римляне считали царем богом, но который в действительности не был таковым, Он — истинный Царь веков [43], истинный Царь царствующих и Господь господствующих (Откр. 19, 16) [44]. Все в мире как произошло от Него [45], так и содержится в бытии Его силою [46]. Все в Его власти [47]; Он всем управляет [48]. Он дает царство и власть, кому, когда и насколько нужно [49]. От него — быстрый и медленный исход войн [50], победа и поражение [51]; от Него — блага временные и вечные [52]; от Бога-Царя — полное счастье [53].

Но каков этот Царь? Каковы Его свойства, определяющие характер Его царствования? В этом отношении Он — Царь всемогущий [54], премудрый [55], всеведущий [56], справедливый [57], но более всего и в особенности всеблагой. Это — всеобъемлющее свойство Его, пред которым как бы отступают на задний план все остальные. Бог по отношению к Своему царству есть не только воплощение любви, а самая любовь и источник любви. Ею запечатлены все Его действия по отношению к Своим подданным и даже ко врагам, не признающим Его Царем, более того — отрицающим самое бытие Его. Он именно «благой Бог» [58], как называет Его блаженный Августин. Он и виновник и источник полного счастья [59], вечных и временных [60] благ. Он и сотворил все по Своей любви, благости [61] и сотворил все прекрасным [62]. Он о всем промышляет, все заботливо охраняет, не исключая даже перышка птицы, цветка, травы и листочка [63]. В частности, Бог одарил ангелов разумом, доброй волей, чистою любовью и благодатью, чрез то дал им возможность познавать вещи, себя самих, а главное, Его Самого и в Нем и от Него бесконечно блаженствовать [64]. Он произвел весь человеческий род от одного человека и одной четы, желая всех людей объединить в любви и чрез это сделать жизнь их легкой, радостной, счастливой [65]. Он и человека, как и ангелов, одарил и разумной душой, и доброй волей, словом, теми же способностями, при помощи которых он так же может познавать истину, Бога Царя своего и чрез то быть блаженным и бессмертным [66]. Создавши человека по образу Своему, Он поселил его в раю, отдал в его власть всю прекрасную вселенную со всем обилием материальных благ ее, окружил полным счастьем [67]. Вся дальнейшая история человечества представляет одну сплошную цепь Божественных благодеяний ему. В частности, история избранного еврейского народа сначала до конца есть именно непрерывный ряд таких благодеяний [68]. Но самое главное и сильное проявление любви Царя Господа не только к верным подданным Своим, а ко врагам — это то, что Господь не отверг человека, когда этот последний отверг своего Благодетеля, нарушил волю Его, имевшую в виду воспитание человека, растлил свою сильную, здоровую природу, ввел зло и смерть в мировую жизнь, расстроил порядок и всей внешней природы. И не только не отверг Господь такого человека, но в конце истории еврейского народа (по исполнении времен) послал к нему Своего Единородного Сына, Который смирился ради него до того, что воспринял на Себя его слабую плоть, принес Себя в жертву за его непослушание, потерпел позорную смерть через распятие на кресте, этой смертью освободил его от власти демонов, очистил его ум, душу и тело, сообщил благодать, возвращающую к Богу [69]. Правда, Бог наказал человека смертью. Но эту самую кару греxa, по Своему чудному и великому милосердию, Он обратил в орудие оправдания, так что «смерть, которая… противоположна жизни, сделалась средством для достижения жизни» [70]. Вообще Бог зло, введенное в мир человеком и извратившее его жизнь, обращает к добру, грех — к праведности [71]. Как бы в завершение всех благодеяний и полного излияния любви на Своих детей-подданных Царь Господь в будущем веке уготовал для них жизнь такую, в которой плоть их не будет испытывать ни болезней, ни тления, вкусит блаженство, не будет больше подвергаться скорбям, омрачению [72].

Но Господь любвеобилен не к Своему только Царству, а и ко врагам, не признающим Его. Он наградил добродетели язычников-римлян, даровав им за их доблести всемирное государство [73]. Он дал царство ассириянам, персам [74]; дал власть Марию, Каю Цезарю, Августу, Нерону, Веспасианам, отцу и сыну, Домициану, Юлиану Отступнику и другим [75]. Смотря по тому, что полезнее было для римлян, или скоро прекращал войну, или замедлял исход ее, избавил их от разгрома Радагайсом [76]. Во время окончательного падения Рима (410 г.) спас от погибели вместе с христианами в христианских храмах и многих язычников — римлян и так далее. [77]

Так великий Царь Господь относится к Своим подданным как любящий Отец к Своим детям.

 

• Б •

Подданные Царства Божия и их характеристика параллельно
с начальной историей царства земного; его члены и характеристика их.

Характеристику членов Царства Божия блаженный Августин предлагает в истории последнего.

Так Царство Божие имеет свою историю.

Обратиться к ней необходимо для того, чтобы дать характеристику членов Царства Божия, необходимую, в свою очередь, для определения сущности последнего; кроме того, указать самих членов Царства Божия и, наконец, удержать точный характер учения блаженного Августина о Царстве Божием, что возможно только при изложении истории. Излагать ее мы будем кратко, так, чтобы только показать и членов царства и характеристику их, не сокращая, однако, временных объемов истории в целях показания ее самой. Характеристику Градов [78] в их основных особенностях блаженный Августин дает главным образом в характеристике родоначальников их, причем пользуется значением имен представителей Градов, характером их деятельности, замечаниями о них Священного Писания.

История Царства Божия начинается еще в небесных сферах. Прежде создания видимого мира Бог сотворил мир невидимый, ангелов [79]. Вот первые наследники Царства Божия. Все они сотворены были добрыми; все были одинаково ангелами света, обладателями умственной и нравственной чистоты, участниками божественной мудрости, и все наслаждались блаженною жизнью [80]. Но природа их не была тождественна с природой Бога. Природа Бога проста и неизменяема. У Него субстанция и свойство — одно и то же. У твари, стало быть и у ангелов, природа не проста и изменяема. Только Бог — единственное простое и неизменяемое благо [81]. В силу этой изменяемости природы ангелов произошло то, что часть их не устояла в истине [82]. Для всех них общим благом было повиновение воле Божией и причастие Божественных совершенств. Но некоторые из ангелов перевели взоры от Бога на себя самих, на свои совершенства, их сочли источником своего блаженства, в гордости отпали от общего всем блага – Бога, и сделались виновниками зла [83]. Образовалась, таким образом, два общества ангелов: добрых, чистых, святых — и злых, нечистых и грешных. Это-то разделение ангельского мира и есть начало двух Градов, двух царств — Божия и дьявольского, с противоположными принципами жизни, противоположными настроением и самой деятельностью членов их: «одни постоянно пребывают в общем для всех Благе, которым служит для них Сам Бог, и в Его вечности, истине и любви; другие, более услаждаясь своею властью, как будто бы сами они служили для себя своим благом, уклонились от общего всем Блага, дающего блаженство, к собственному и, обладая тщеславной надменностью вместо высочайшей вечности, пустым лукавством вместо несомненной истины, стремлением к разделению вместо нераздельной любви, сделались гордыми, лживыми, завистливыми» [84]. Вследствие этого одни не перестали и не перестают быть блаженными, другие несчастны: «одно (общество) наслаждается Богом, другое напыщено гордостью; одно, которому говорится: поклонитесь перед Ним все Ангелы Его (Пс. 96, 7), другое, князь которого говорит: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 9); одно, пылающее святою любовью к Богу, другое, курящееся нечистою любовью к собственному величию; первое из них, соответственно тому, как написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5), обитает на небеси небес, а другое, низвергнутое оттуда, мятется в этом низшем воздушном небе; первое в светлом благочестии наслаждается покоем, а другое волнуется мрачными страстями; первое по мановению Божию смиренно является на помощь и праведно отомщает, а другое горит страстью порабощать и вредить; первое — слуга Божией благости, чтобы помогать по желанию, а другое обуздывается могуществом Божиим, чтобы не вредило столько, сколько желает вредить; первое посмевается второму ввиду того, что против своей воли оно (второе) приносит пользу своими преследованиями, а последнее завидует первому, собирающему в отечество своих странников» [85].

Продолжением Царства Божия, горе' состоящего из святых ангелов [86], этой лучшей части Града Божия, никогда не странствовавшей на чужбине [87], служит род благочестивых людей — менее совершенная часть Царства Божия, до времени странствующая вдали от отечества и пока только стремящаяся к нему. Святые ангелы и добродетельные люди составляют именно одно царство, а не два потому, что моральная природа тех и других такова, что между ними возможно взаимное общение и единство. Высшее благо добрых ангелов и добродетельных людей одно и то же — это тесное единение их с Богом при посредстве любви Божией, разлитой в них действием Святого Духа. У добрых ангелов и таких же людей одни принципы жизни, одна цель деятельности, одинаковые стремления, чувства, расположения, одинаковый характер деятельности. В силу этой-то общности и настроения святые ангелы и святые люди и образуют одно Царство Божие, одну живую жертву и живой храм Бога. [88]

Бог создал первоначально одного человека, «не для того, конечно, чтобы оставить его одиноким без человеческого общества, но чтобы тем самым сильнее возбудить в нем стремление к общественному единству и к узам согласия, как скоро люди соединены между собой не только сходством природы, но и связями родства». После мужа Бог сотворил жену, и по тем же самым побуждениям не так, как мужа, а извлек ее из него, для того «чтобы весь род человеческий распространился от одного человека» [89]. В этой-то первозданной чете и получают свое начало два царства на земле, составляющие продолжение тех же царств на небе, точнее две другие части двух великих царств, в большей части состоящих из ангелов добрых и злых.

Как и ангелы, первозданные люди сотворены были с чистой природой — мыслящей, разумной душой и доброй волей [90]. Поселенные в раю [91], они не были возмущаемы ни страстями души, ни неудобствами тела и были совершенно блаженны [92]. Однако ж они сотворены были не так, как ангелы, чтобы, согрешив, не могли умереть, но так, чтобы следствием их повиновения были ангельское бессмертие и блаженная вечность, а следствием неповиновения — смерть, как праведное наказание [93]. Их воля была такого свойства, что могла изменить свое естественное направление и из доброй сделаться злою. Так это действительно и случилось.

Качество воли определяется любовью. Воля хороша, когда любовь обращена к Богу; воля дурна, извращена, когда любовь домогается обладать предметом любви [94]. Воля первых людей сначала была хороша, направлена к Богу: в Нем-то, помимо естественных сил, она почерпала блаженство [95]. Но скоро люди заметили свое совершенство и готовы были полюбить себя более всего на свете. Гордый и злой дух, завидовавший блаженству первых людей, не замедлил воспользоваться таким настроением последних, через змия еще более распалил их воображение своих совершенств и таким путем убедил сначала жену, а через нее и мужа нарушить заповедь Божию [96]. Как видно, не злой ангел первоначально виновен в грехопадении первых людей, а они сами. Дьявол только воспользовался извращением воли людей, совершившимся прежде. Дьявол не соблазнил бы людей, если бы сами они прежде не соблазнились собой, не впали в высокомерие и гордость [97].

Отвратившись от Бога к себе самим, первозданные люди лишились блаженства, которым они наслаждались доселе. Бог подверг их заслуженному наказанию, предоставив их себе самим [98]. Но, по Своей бесконечной любви, Он не предал заслуженной смерти весь человеческий род, происшедший от первой четы. У Него, всемогущего и всеблагого, «подкрепляющего и вознаграждающего волю добрую, оставляющего и осуждающего волю злую, той и другой указывающего надлежащее место, (у Него) не оказалось недостатка в предусмотрительной мудрости, чтобы и из осужденного человеческого рода наполнить Свой Град известным предопределенным количеством граждан, выделяя их не по заслугам, так как вся масса их подверглась осуждению в испорченном корне, а по благодати и показывая освобожденным как на них самих, так и на неосвобожденных, как велики Его дары им» [99]. Эти-то праведные, освобожденные, и неправедные, неосвобожденные, и есть два царства в среде человеческой, составляющие продолжение тех же царств в среде ангельской.

Царства в среде человеческой характеризуются, как жизнь по плоти и жизнь по духу, иначе говоря, как жизнь по человеку, для себя самого, и жизнь по Богу и для Бога [100]. Члены царства дьявола живут по плоти, по человеку, себя поставляют целью; члены Царства Божия живут по Богу и для Бога, Его поставляют концом своей жизни и деятельности. Первые любят себя и презирают Бога; вторые любят Бога и презирают себя. «Первый (Град) полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава — Бог, Свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу: слава моя, и Ты возносишь голову Мою (Пс. 3, 4). Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами; в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость Моя (Пс. 17, 2). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались благ для тела или души своей, или того и другого вместе, а которые могли познать Бога, те, познав Бога не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми (то есть превозносясь под влиянием гордости своею мудростью), обезумили, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… и поклонились, и служили твари вместо Творца (Рим. 1, 21-25). В Граде же этом нет человеческой мудрости, кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, не людей только, но и ангелов, той награды, да будет Бог всё во всем (1 Кор. 15, 28)». [101]

Дальнейшая история царств обнимает собой весь период существования человеческого рода на земле, время, в которое рождение и смерть сменяются одно другой. [102]

Первым гражданином царства земного был Каин, Царства Божия — младший брат его Авель. [103] В характеристике этих двух представителей двух противоположных царств дана характеристика всех членов последних [104]. О Каине сообщается, что он первый построил город на земле. [105] Этим он показал, что он всецело привязан к земле, ищет только земных благ, выше той и последних не простираются его интересы. [106] Таково и потомство его. Авель города не строил: он — странник и пришлец на земле; город святых — Град Божий, на небе. Они, святые, хотя и рождаются на земле, но имеют здесь временное пребывание, хотя и пользуются благами земли, но не привязываются к ним сердцем; их отечество и единственно желанное благо там, где они воцарятся со своим Господом и Царем его и будут царствовать без конца. [107] Сообщается еще о Каине, что он убил брата своего Авеля. Он сделал это потому, что привязан был к благам земли, одержим страстью к господству, гордостью и завистью. В жертве Господу он отдал давно принадлежащее Ему, а себя оставил себе самому. Таково и потомство его. Напротив, Авель, как гражданин Небесного Царства, и все члены последнего всё направляют к Богу, и самыми благами земными они пользуются так, чтобы через них наслаждаться Богом. [108]

Сыном Каина, а стало быть и новым гражданином земного Царства, был Енох. А так как первый представитель Царства Божия Авель был убит, то Господь дал Адаму вместо Авеля другого сына, Сифа, и последнему — сына Еноса. На этих потомках первых представителей градов яснее стали сказываться отличительные качества последних. Но так как общий характер настроенности, жизни и деятельности членов обоих градов остается все тот же, а его общий характер мы, думаем, достаточно обрисовали, то в этом месте мы опускаем характеристику потомков: новых-то черт не прибавляется, а только яснее раскрываются прежние, уже указанные, и поэтому дальше будем излагать историю Царства Божия только для показания ее самой и членов Царства Божия, по-прежнему в связи с царством земным.

От Сифа, как первого по смерти Авеля представителя Царства Божия, и Каина, как представителя царства земного, то и другое идет путем отдельных генераций. Число их до потопа в потомстве Каина — одиннадцать (число, означающее грех, нарушение закона), в потомстве Сифа — двенадцать (число священное) [109]. Потопом, за полное забвение Бога в потомстве Сифа [110], было уничтожено все человечество, кроме слабых остатков Царства Божия в семействе Ноя, и животных, взятых им с собою в ковчег [111]. Этим событием оканчивается первый период Царства Божия. [112]

После потопа не имеется ясных указаний о дальнейших судьбах обоих царств до Авраама. [113] Однако проследить эти судьбы по слабым данным есть возможность. Представителями Царства Божия являются благословенные потомки Сима и Иафета, земного царства — проклятые потомки Хама. Впрочем, за этот второй период от Ноя до Авраама оба царства так перемешиваются, что как между потомками Хама были, вероятно, почитатели, так и между потомками Иафета и Сима были, без сомнения, хулители истинного Бога. [114] Царство Божие в потомстве Сима шло через Арфаксада, Каинана, Салу, Евера, Фалека, Рагава, Серуха, Нахора, Фарру и Авраама. [115]

С Авраама начинается третий период и продолжается до царей и пророков. За это время указания о Царстве Божием ясны. Оно выделяется в особый от земного царства еврейский народ [116], который призван был своими учреждениями прообразовать и подготовить открытие на земле в собственном смысле Царства Божия, новозаветного Царства Благодати. За это время имели место события: переселение Фарры из Халдеи в Месопотамию [117]; жизнь Авраама, Исаака и Иакова с обетованиями, данными им [118], кратко описываются у блаженного Августина времена Моисея, Иисуса Навина, судей до Давида. [119]

От Давида до Христа — четвертый период истории Царства Божия. Это в собственном смысле пророческий период, когда исполнились обетования Аврааму, Исааку и Иакову о земле Ханаанской, которая навсегда осталась бы во владении евреев, если бы они не согрешили. Ряд пророчеств, открывшийся с Самуила, продолжается до Христа. Содержание пророчеств касается не только исторических судеб еврейского народа, прошлого, но и будущего благодатного Царства Христова [120]. Таковы пророчества: Анны, матери Самуила, о замене древнего еврейского священства новым священством Иисуса Христа [121]; человека Божия (имя не указано) Илию — об отмене священства по чину Аарона [122] и о вечности священства, предызображенного еврейским священством [123]; Самуила Саулу о разделении царства Израильского [124]. Наряду с пророчествами стоят обетования Божии Давиду о сыне его Соломоне, исполнившиеся во всей полноте на Иисусе Христе. [125] Дальнейшие пророчества: Давида — о Царстве Божием и Основателе Его (Пс. 44); о священстве и страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа (Пс. 109, 21, 3, 40, 15 и 67); об ослеплении не узнавших Его евреев (Пс. 68) [126]; Соломона — о страданиях и смерти Спасителя, в книгах Притчей, Екклезиасте и Песне песней [127]. При преемниках Соломона не было предсказано ничего особенного о Христе и Его Царстве. Но пророки были в это время, например Илия и Елисей, обличавшие пороки царей. [128] Пророчества имели место и во время плена вавилонского. Сюда относятся пророчества: Осии и Амоса о призвании язычников [129]; Исаии об Иисусе Христе и Его Церкви [130], Михея, Ионы и Иоиля о месте рождения, о смерти и воскресении Спасителя и о благодати Нового Завета [131]; Авдия, Наума и Аввакума о спасении мира через Иисуса Христа [132]; Иеремии и Софонии о Христе Спасителе и призвании язычников [133]; Даниила и Иезекииля о том же [134]; Аггея, Зaxaрии и Малахии о христианской Церкви и ее распространении [135].

По возвращении иудеев из плена вавилонского пророков не было. Однако, по мнению блаженного Августина, откровение Святого Духа имело место и в это время. Перевод семьюдесятью толковниками Священного Писания с еврейского на греческий язык — несомненное доказательство того. И самые отступления толковников от еврейского текста объясняются действием Святого Духа, как бы исправлявшего текст.

Далее у блаженного Августина — краткий перечень событий жизни евреев после плена вавилонского и вступление в новозаветное Царство Благодати. Краткими, но сильными чертами блаженный Августин изображает рождение Спасителя, бывшего центром всех пророчеств и прообразований Ветхого Завета, рассеяние иудеев среди всех народов для проповеди пророчеств о Христе [136], состав Церкви в нынешнем злобном веке и слава Ее [137], избрание Христом простых, незнатных, неученых апостолов для проповеди Евангелия, сошествия на них Святого Духа после страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо Христа [138], распространение Церкви между всеми народами при содействии мученичества [139] и миропобеждающее могущество ее до конца веков [140].

Концом мира начинается новый период Царства Божия, царство славы, когда все члены Царства Божия, странствовавшие здесь на земле, соединятся с ангелами, и Бог будет всяческая во всех.

Когда будет конец мира, это знает только один Бог. Нам знать это не дано [141]. Известно только, что тогда, при конце мира, на переходе к царству славы, совершится чрез Иисуса Христа последний суд, около суда — пришествие Илии Фесфитянина, обращение иудеев, гонение антихриста, пришествие Христа на суд, воскресение мертвых, отделение добрых от злых, сожжение мира и его обновление [142]. После этого наступит блаженство благочестивых людей, подвизавшихся здесь, на земле за истину и перешедших в вечную жизнь. Там будет полный и вечный покой не только духа, но и тела. Тогда мы освободимся от всяких уз, стесняющих нас теперь, и увидим Господа, ангелов и свободную, блаженную жизнь в общении с ними, увидим и возлюбим, возлюбим и восхвалим. Вот то, чем будем мы без конца. [143]

Таковы члены Царства Божия, таково их настроение. Члены Царства Божия — все благочестивые люди вместе с ангелами. В их настроении главное — любовь к Богу и между собой [144]. Как дети любят своего отца, за всем обращаются к нему и стараются делать приятное ему, так и все сыны Царства Божия любят своего, взаимно их любящего Царя, от Него всего ожидают, к Нему все направляют, делать стараются только угодное Ему и жить только по воле Его [145].

После всего сказанного Царство Божие по учению блаженного Августина можно определить так. Если новозаветное Царство Божие есть сыновнее единение людей с Богом и в Боге как дар со стороны Бога и как задача для человека, то Царство Божие по учению блаженного Августина есть общество свободно-разумных существ, объединенных сыновней любовью к Богу.

Из сопоставления обоих определений Царства Божия весьма ясно различие их. Как уже видели и говорили, сущность, внутреннее содержание в обоих одно и то же. Но так как эту внутреннюю сторону, раскрытую в Евангелии, блаженный Августин мало разъясняет, занимаясь главным образом носителями внутреннего содержания царства, ангелами и преимущественно людьми, то и происходит, что определение Царства Божия по учению блаженного Августина носит более внешний характер сравнительно с указанным евангельским определением его. В своем определении августиновское Царство Божие более приближается к тому Евангельскому Царству, которое определяется, как владычество Бога, Его царствование, — это последнее определение Евангельского Царства Божия отличается болеe внешним характером, чем указанное раньше.

 

_________________________

[39] Язычники, увлеченные неоплатонизмом, считали тело препятствием для спасения; поэтому, с их точки зрения, тела нужно всячески избегать. А христианство учит, что Сын Божий нарочно воспринял человеческое тело, чтобы спасти людей. Так создавалась в умах язычников дилемма относительно христианства, ни понять, ни разрешить которой они не могли и из-за которой нападали на него.

[40] М. Красин. С. 151.

[41] I, предисловие.

[42] X, 1. С. 174; ХIV,13. С. 35-36; XV, 8. С. 81.

[43] IV, 17. С. 203.

[44] IV, 15. С. 202.

[45] XI, 4. С. 177 и 21. С. 207; XII, 5. С. 241; V, 11. С. 259-260.

[46] VIII, 6. С. 13.

[47] V, 11. С. 259-260.

[48] I, 36. С. 60; VII, 30. С. 386-387.

[49] IV,33. С. 230; V, 21. С. 286-288; V, 8. С. 248.

[50] V, 22, 23. С. 288-291.

[51] Там же, особенно 23 гл.

[52] V,18. С. 281.

[53] V,16. С. 272-273; VI, 12. С. 335.

[54] V, 10. С. 257; VII, 12. С. 358.

[55] XII, 18-19. С. 268-271.

[56] V, 9. С. 249-256.

[57] V, 15. С. 272 и 19. С. 281-284.

[58] XI, 21. С. 207. Ср. IX, 15. С. 85-87.

[59] См. примечание 53.

[60] V, 18. С. 281; X, 14. С. 129-130.

[61] XI, 21. С. 207 и 24. С. 213.

[62] XII, 5. С. 241 и 4. С. 239-240.

[63] X, 14. С. 130; VIII, 6. С. 13; V, 11. С. 259-260.

[64] XI, 11. С. 192-194; XII, 9. С. 248-250; XII, 6. С. 241.

[65] XII, 21. С. 277-278 и 37. С. 285.

[66] XIII, 24. С. 328-336; XIII, 19. С. 316; XIII, 1. С. 287.

[67] XIII, 21. С. 320; XIV, 11. С. 31; XIV, 15. С. 38.

[68] IV, 34. С. 231.

[69] X, 29. С. 157-158; 20. С. 140-141; 27. С. 153-154; IX, 15. С. 85-87.

[70] XIII, 4. С. 293.

[71] XI, 17-18. С. 201-203.

[72] XIII, 19. С. 318.

[73] V, 15. С. 271-272; 19. С. 283; V, 21. С. 287.

[74] V, 21. С. 287.

[75] Там же.

[76] V, 22-23. С. 288-293.

[77] I, 1. С. 3-4; 7. С. 11.

[78] Мы увидим впоследствии, что у Царства Божия есть враги, составляющие особое царство, которое блаженный Августин изображает под именем Града земного. Теперь, при изложении истории Царства Божия и характеристики членов его, мы будем излагать вместе и историю царства земного и давать характеристику членам его: в начальном периоде обе истории царств слишком тесно связаны между собой, чтобы разделять их. А в силу этого и характеристика членов обоих царств излагается совместно. Кроме того, впоследствии нам пришлось бы излагать историю царства земного и делать характеристику членов его. А теперь, в связи с историей Царства Божия и характеристикой членов его, делать это удобнее.

[79] XI, 9. С. 186-189 и мн. др.

[80] XI, 11. С. 192-194; XI, 13. С. 196.

[81] XI, 10. С. 189-192.

[82] XI, 14. С. 198.

[83] XI, 28. С. 222.

[84] XII, 1. С. 234.

[85] XI, 33. С. 229.

[86] XI, 24. С. 213.

[87] XI, 9. С. 186.

[88] XII, 9. С. 250; VIII, 25. С. 54.

[89] XII, 21. С. 278.

[90] XII, 23. С. 279; XIV, 11. С. 29.

[91] XIII, 21. С. 320.

[92] XIV, 10. С. 28.

[93] XIII, 1. С. 287.

[94] XIV, 7. С. 13-16.

[95] XIV, 26. С. 58-59.

[96] XIV, 11. С. 31-32.

[97] XIV, 13. С. 36.

[98] XIV, 15. С. 38-39.

[99] XIV, 26. С. 60-61.

[100] XIV, 4. С. 8.

[101] XIV, 28. С. 63-64.

[102] XV, 1. С. 66.

[103] Там же.

[104] XV, 7. С. 80.

[105] XV, 5. С. 72.

[106] XV, 4. С. 71-72; XV, 17. С. 109.

[107] ХV, 1. С. 67. Вообще характеристику Каина и Авеля, а в лице их — их потомства, см. ХV, 1-6. С. 65-76.

[108] ХV, 7. С. 76-81.

[109] XV, 19-21. С. 111-119.

[110] XV,22-23. С. 120-127.

[111] XV, 26. С. 130.

[112] XVI, 43. С. 218.

[113] XVI, 1. С. 137.

[114] XVI, 10. С. 159-160.

[115] XVI, 10. С. 159. Теперь будем говорить только об одном Царстве Божием: дальше судьбы царств разделяются.

[116] XVI, 12. С. 164-165.

[117] XVI, 13-14. С. 166-168.

[118] XVI, 14-16, 18-42. С. 167-173, 175-215.

[119] XVI, 43. С. 215-218.

[120] XVII, 1-2. С. 219-222.

[121] XVII, 4. С. 225-235.

[122] XVII, 5. С. 236-241.

[123] XVII, 6. С. 242-244.

[124] XVII, 7. С. 244-248.

[125] XVII, 8-13. С. 248-260.

[126] XVII, 16-19. С. 263-272.

[127] XVII, 20. С. 273-277.

[128] XVII, 22. С. 279.

[129] XVIII, 28. С. 40-42.

[130] XVIII, 29. С. 42-44.

[131] XVIII, 30. С. 44-45.

[132] XVIII, 31-32. С. 45-51.

[133] XVIII, 33. С. 51-53.

[134] XVIII, 34. С. 53-54.

[135] XVIII, 35. С. 54-58.

[136] XVIII, 46. С. 77-79.

[137] XVIII, 48-49. С. 80-83.

[138] XVIII, 49. С. 82-83.

[139] XVIII, 50. С. 83-84.

[140] XVIII, 51. С. 84-87.

[141] XVIII, 53. С. 90-92.

[142] XX, 29. С. 237; 30. С. 239-245.

[143] XXII, 30. С. 398-404. История Царства Божия составлена при помощи сочинения М. Красина.

[144] ХIV, 13. С. 36.

[145] X, 3. С. 108.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»