Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Агав.
Св. ап. Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается
в апостольских Деяниях (XI, 28; XXI, 10). «В те дни (между 40—43 г.,
когда Варнава отыскал
Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной
будет голод, который и был при Кесаре Клавдии
(в 44 г.). «Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. ап. Павел, еванг. Лука и др.),
пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного
из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед
к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух
Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки
язычников» (что и исполнилось см. Деян. ХХI, 33). На том основании, что св.
Лука говорит об Агаве во второй раз, так как будто бы о нем не было речи, то
некоторые думают, что было два пророка с этим именем; но имя, служение, место
происхождения и отчасти время показываюсь, что один и тот же пророк Агав предсказал
в Антиохии о голоде, а в Кесари — об узах св. aп. Павла (в Иepycaлиме). Голод,
действительно, был при императоре Клавдии и не один, а несколько — один в Греции
(по свидетельству Евсевия, Хроника I, 79) и два в Риме (Светоний, Дион Касий
и Тацит). Голод, предсказанный св. Агавом, вероятно, был тот самый, который
опустошал Иудею с 44 по 48 год, это подтверждается впрочем тем, что, когда
Антиохийские христиане, услышав об угрожавшем Иудее голоде, положили каждый
по своему достатку послав пособие братьям живущим в Иудее, что и сделали, пославши
собранное чрез Варнаву и Савла (Деян. XI, 29—30). Иосиф
Флавий рассказывает, что страшный голод свирепствовал в Иудее (Древности
XX, 2, 6),
когда прокураторами были Кусций Фад и Тиверий Александр, от конца 44 до 48
г. Кроме вышесказанного, ничего неизвестно о св. Агаве. Святитель
Димитрий Ростовский, на основании сказаний Симеона
Метафраста, пишет, что «св. Агав
проповедовал о Христе в прилучившихся ему островах, многих обратил к святой
вере» (Четьи Минеи 8 апреля), но в каких островах, о сем не говорят ни древние
писатели, ни церковные службы (8 апр. и 4 янв.). Есть предание, что св. Агав
принял мученический венец в Антиохии (А. С. Норов, Путешествие в Св. Землю,
изд. 3-е 1845, ч. 2, стр. 276). В службах церковных (8 апр. и
4 янв.) хотя и часто воспоминается св. Агав, но никаких исторических сведений
о нем не сообщается. Вместе с другими апостолами (8 апр.) и Агав прославляется,
как «небопарные орлы крылатые все земли протекали, честное учение рассевающе
и плевелы истерзающе» (1 ст. на Господи воззвах. 8 апр.). В двух стихах службы
8 апр. говорится о пророческом его даре: «страннолепно пророчествия тебе благодать
от Бога излияся богатно, Богомудре Агаве: провозглашаеши бо сказание хотящих
быти явление». (2 стих 5-й песни канона, а в 6 песни говорится
о предсказании им св. Павлу о наветах, озлоблениях и узах, коим он подвергнется.
В православной церкви память св. Агава совершается 4 января в соборе 70 апостолов
и 8 апреля вместе с ап. Иродионом, Руфом и пр.; у католиков св. Агава память
положена 9 февраля. У них есть предание неизвестно на чем основанное, что ап.
Агав построил храм на г. Кармиле (в Палестине) в честь Пресвятой Богородицы
Кармильской, в 43г. по Рождестве Христовом (Подробнее, о св. aп. Агаве см.
архиеп. Димитрий. Собор 70 апостолов, I вып, 1-6 стр.).
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 397—399.
|