Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик.

О св. Стефане из Апостольских Деяний известно, что он, по отзывам самих апостолов, был «муж, исполненный веры и Духа Святого» (Деян. VI, 5), а по тому был избран в первого (главного) диакона (архидиакона). Жизнь и деятельность его была слишком не продолжительна, но по энергической деятельности, по сильной речи — он был предшественник ап. Павла. Св. Стефан, как светлая звезда, (как яркий метеор) быстро пронеслась и скоро закатилась... Евсевий о кончине его так пишет: «Стефан, вскоре после Господа и тотчас после рукоположения своего (как будто для того и был рукоположен) побит от христоубийц камнями и таким образом он первый из победоносных Христовых мучеников принял означаемый его именем венец» (кн. 2, гл. I, стр. 54), а потому назван «первомучеником». Апостольские деяния подробно повествуют о мученической кончине св. Стефана. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемых либертинцев и киринейцев и александрийцев, и некоторые из киликийцев и асийцев вступали в спор с Стефаном. Но не могли противостоять Св. Духу, Которым он говорил. Тогда научили некоторые сказать: мы слышали, как он (Стефан) говорил хульные слова на Моисея и Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, нападши, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек говорит хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все сидящие в синедрионе, смотря на него (Стефана), видели лице его как лице ангела. Тогда сказал Первосвященник (Ионафан): Так ли это?» И Стефан, в оправдание свое, что он не противник Моисея, не хулил Бога, произнес пламенную речь, которая под конец обратилась в грозное обличение... «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши! Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне и вы; вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» (Деян. VII, 2-53). «Слушая сие (члены синедриона) рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и воззвал: вот я вижу небеса отверстия и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями; свидетели положили свои одежды у ног юноши, именем Савла; и побили камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой». И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи Иисусе, не вмени им греха сего». И, сказав сие, почил (Деян. VII, 56-60)». Трагическая кончина праведника, молившегося за своих убийц, произвела на многих сильное впечатление и особенно, на юношу Савла, который впоследствии вспоминал с сожалением и горьким для своей совести упреком за сочувствие убийцам св. Стефана. В речи своей к иудейскому народу в Иерусалиме (в 62 г.) ап. Павел, повествуя о чудесном своем обращении ко Христу, вспоминал, как о тяжком грехе, исповеданном им Самому Господу, явившемуся ему пред Дамаском, — об участии «в побиении Стефана». «И я сказал: Господи! им (жителям Дамаска) известно, что я верующих в Тебя заключал в темницу и бил в синагогах и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, и одобрял yбиение его, и стерег одежды побивавших его (Деян. XXII, 19-20)». Тело Стефана погребли мужи благочестивые и сделали по нем великий плач (Деян. VIII, 2). По сказанию Лукиана (у Августина De civitate Dei XXII, с. 8), знаменитый иудейский учитель Гамалиил (Деян. V, 34) тайно взял тело св. Стефана и похоронил в имении своем близ Иерусалима. В 415 г, вследствие видения пресвитеру Лукиану, открыто было место погребения Стефана и тот обрел мощи св. Стефана и перенес в Сионскую церковь в Иерусалиме (15 сент.); а затем (в 428 г.) мощи св. первомученика были перенесены в Константинополь и установлено было в память этого события празднование св. Стефану 2-го августа. 

Едва ли в честь какого св. апостола из 70-и было составлено отцами церкви столько похвальных слов, бесед, как именно в честь первомученика и архидиакона Стефана... Св. Златоуст, Григорий Нисский, Евсевий Емесский, Астерий и др. писали и произносили в храмах похвалы и слова в честь св. первомученика Стефана. Празднование св. Стефану в правосл. церкви совершается 27 декабря (в воспоминание его кончины), 15 сентября (обретение его мощей), 2 августа (перенесение оных из Иерусалима в Константинополь) и 4 января в соборе 70 апостолов. В западной церкви память его совершается 26 декабря. Впрочем установление праздника св. Стефану во 2-й день Рождества Христова принадлежит восточной церкви. Св. Григорий Нисский в своем похвальном слове св. Стефану говорит: «мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Mиpa призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа — Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа». Составитель Апостольских Постановлений говорит о празднике в честь св. Стефана (VIII кн.).

 

Православный собеседник, 1906.  т.1. с. 216-219.