Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Тит.
Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла. Местом
его родины считают Антиохию Сирийскую (хотя св. Иоанн Златоуст полагает местом
его рождения Коринф). Он был еллин (Галат. I, 1—3), а не природный
иудей. В первый раз имя Тита упоминается ап. Павлом в Послании к Галатам (написано
в 55 или 56 г). Во время прибытия ап. Павла и Варнавы в Антиохию некоторые
пришедшие из Иерусалима стали смущать новообращенных в христианскую церковь
язычников, тем, что если они не обрежутся по закону Моисееву, то не могут спастись
и из-за этого произошло разногласие и немалое состязание у Павла
и Варнавы с иудействующими, то и положили (начальствуюшие в Антиохийской церкви),
Павлу и Варнаве и некоторым другим отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам
в Иерусалим. Среди посланных из Антиохии св. Ап. Павлом был и Тит. Об этом
событии (споре и состязании с ревнителями закона Моисеева) ап. Павел писал
к Галатам (также смущенным лжеучением иудействующих): «ходил я в Иерусалим
с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению и предложил там особо
знаменитейшим благовествование, проповедуемое мною язычникам, чтобы узнать
не напрасно ли я подвизаюсь, но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина,
не принуждали обрезаться». (Галат. II, 1—3). Из наименования ап.
Павлом св. Тита сыном («Павел… Титу, истинному сыну по общей вере в благодать»
Тит. I, 4) видно, что он (Тит) обращен был св. Апостолом к Церкви Христовой
и со времени своего обращения сделался сотрудником и спутником ап. Павла, который
его называл «братом, товарищем и сотрудником» (2 Кор. II, 12; VIII, 23). Спутником
и сотрудником ап. Павла Тит сделался во время третьего великого путешествия,
так как о нем ни в Апостольских Деяниях, ни в посланиях, написанных во время 2-го путешествия,
не упоминается. Вероятно, св. Тит проживал в это время в родном своем город,
Антиохии, и из этого города ап. Павел взял его себе в спутники (Деян. XVIII,
23) и с ним проходил по порядку страну Галилейскую и Фригию, утверждая всех
учеников. Но жил ли св. Тит с ап. Павлом в Ефесе трудно сказать. В Ефесе апостол
написал послание (первое) в Коринф; оттуда же отправил и Тита (вероятно, пришедшего
под конец пребывания ап. Павла). В. Коринф ап. Павел посылал св. Тита для сбора
пожертвований для христиан иерусалимской церкви: «Я упросил Тита (2 Кор. XII,
18). Впрочем, хотя я и просил его, но он (Тит), будучи очень усерден, пошел
к вам добровольно. С ним послали мы брата, во всех церквах восхваляемого» (предполагают
ев. Луку, 2 Кор. VII, 17—18). О бескорыстном служении Тита в пользу
палестинской церкви св. апостол с укоризной пишет коринфянам, вероятно, за
скудные их пожертвования: «Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли
духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» (2 Кор. XIII, 18). «Тит — мой
товарищ и сотрудник у вас» (2 Кор. VIII, 23). Ап. Павел дожидался св. Тита
еще в Троаде, беспокоясь о замедлении его в Коринфе. «Пришедши в Троаду… я
не имел покоя духу моему потому что не нашел там брата моего, Тита» (2 Кор.
II, 12—13), чрез которого надеялся получить подробные сведения
как о приеме его, Тита, так особенно о том, какое впечатление произвело на
Коринфян первое к ним послание, написанное с обличениями и укоризнами (за разделение
на партии, за почетное принятие в свою среду прелюбодея и за другие прегрешения).
Ап. Павел встретился с Титом в одном из городов Македонии (2 Кор. VII, 5. 13).
«Когда пришли мы в Македонию… и Бог утешил нас прибытием Тита и не только прибытием
его, но и утешением, которым он утешал о вас, пересказывая нам о вашем усердии,
о вашем плаче, о вашей ревности ко мне, так что я еще более обрадовался». Отсюда
ап. Павел скоро отправил Тита в Коринф со вторым своим к ним посланием. «Мы
просили Тита, пишет ап. Павел, чтоб он, как начал, так и окончил у вас доброе
дело о сборе пожертвований (2 Кор. VIII, 6). О дальнейших событиях жизни св.
Тита мало известно; из посланий ап. Павла к нему видно, что апостол был с Титом
на о. Крите, где и оставил его, как видно из слов самого апостола. «Я оставил
тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (мною) и поставил по всем городам
пресвитеров, как я тебе приказывал» (I, 5). Вероятно, ап. Павел был с Титом
на о. Крите, по освобождении из первых римских уз (Евр. XIII. 22; Филипп. I,
25 и 27). Из Рима ап. Павел в 64 г. поспешил в Палестину и приходил по Малой
Азии и здесь в каком либо городе он отправил свое послание к Титу, приглашая
его к себе в Никополь, где апостол намерен был провести зиму (Тит. III, 12).
Из Никополя Тит, вероятно, сопровождал ап. Павла чрез Македонию, Далматию до
самого Рима, как видно из 2 послания Тимофею, писанного во время вторых римских
уз (66 г.). Из Рима Тит отправился в Далматию (2 Тим. IV, 10) с проповедью
о Христе. Из Постановлений Апостольских (VII, кн. 36 и у Евсевия, Церковная
История III к. 4) видно, что Тит, поставленный еще ап. Павлом епископом Криту,
возвратился на этот остров и трудился над распространением там христианства;
умер в глубокой старости (на 94 г.) мирно и был девственником. Память св. Тита
совершается: 25 августа и в соборе 70 апостолов — 4 января.
Православный собеседник, 1906. т.1. с. 378—381.
|