Глава 1
Жизнь в миру и в монашестве
Сведения о свт. Митрофане, дошедшие до нас,
крайне скудны. В основном, это его завещание и некоторые исторические
документы той эпохи, так или иначе связанные с его именем *.
Родился святитель в 1623 году во Владимирской губернии, как сам он пишет
в своем завещании, от благочестивых родителей, воспитавших
его в истинном благочестии православной веры.
По всей вероятности, он происходил из духовного
сословия, поскольку в его синодике, главным
образом, записаны только лица духовного звания.
Во святом Крещении он был наречен Михаилом,
в честь святого Архистратига Михаила. Поскольку празднество в честь небесного
покровителя будущего святителя совершается 8 ноября (по старому стилю), можно
предположить, что свт. Митрофан родился 8 ноября.
О детстве, юности и жизни Михаила в миру,
до поступления его в монастырь, ничего не известно, кроме того, что он был
женат и имел сына. По преданию, сын святителя также был священником.
Лишившись супруги, в 1663 году Михаил с
именем Митрофана был пострижен в монашество
в Золотниковской пустыни, находившейся во
Владимирской епархии. Можно предположить,
что Михаил всегда имел склонность к монашеской
жизни и горел желанием совершенно удалиться от
мира и всецело посвятить себя служению Богу.
Неутомимое и беспрекословное выполнение монастырских послушаний, непрестанные
молитвы, строгость поста — составляли его духовное услаждение. Митрофану
так понравилась обитель, в которой он принял постриг, что он дал обет окончить
в ней свою жизнь.
Но не судил Бог смиренному иноку долго
пребывать в числе братии. Слава, как известно,
преследует тех, кто ее избегает, и слух о строгом
подвижничестве Митрофана достиг Яхромского
Козминского монастыря, насельники которого,
лишившись настоятеля, неотступно просили свое
духовное начальство о назначении инока Золотниковской обители Митрофана их
духовным отцом и руководителем. Покорный воле Божией,
хотя и вопреки своему сердечному желанию и обету, в 1666 году будущий святитель
был назначен Преосвященным Павлом, митрополитом Сарским
и Подонским, игуменом Яхромской обители.
Десять лет игумен Митрофан был настоятелем этого монастыря. С самого начала
он особенно заботился о церковном
благолепии: приобрел
для обители драгоценно украшенное, большого
формата Евангелие; построил новый просторный
храм во имя нерукотворного образа Всемилостивого Спаса.
В 1675 году Святейший Патриарх Иоаким,
лично знавший игумена Митрофана как «мужа
благоговейного и благодетельного», назначил его
игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря, тогда великого и знаменитого.
Святитель Митрофан с особенной любовью заботился об
устроении этой обители, глубоко уважая ее основателя — преподобного
Макария. В нем будущий святитель видел образец истинного подвижника и любовь
к нему засвидетельствовал тем, что перед смертью, принимая схиму, пожелал
быть названным в честь этого подвижника Макарием.
Внутреннее благоустройство обители и
внешнее ее благолепие были постоянными заботами игумена Митрофана.
Он построил здесь новую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы;
украсил соборный Троицкий храм и храм прп. Макария иконами Спасителя,
прп. Макария, св. Иоанна Предтечи, Успения
Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого
Духа.
Патриарх Иоаким с любовью следил за деятельностью игумена Митрофана, видя
в нем ревностного подвижника, попечительного настоятеля, опытного наставника,
достигшего мудрости усердным чтением полезных книг. Он поручил егонадзору соседние
обители
и храмы для устроения
в них благочестивого иноческого жития и для поддержания церковного
благочиния и порядка.
По поручению Патриарха игумен Митрофан
нередко посещал соседние обители и храмы Божии, особенно в пределах
Галича. Он наставлял монашествующих и побуждал их к добродетельной жизни,
водворял в обителях тишину, миром прекращая их судебные тяжбы с соседями за
монастырские вотчины.
Макарьевский монастырь тогда был в особенном благоволении царского дома.
Царь Федор Алексеевич любил посещать эту обитель и виделся с игуменом Митрофаном,
который, безусловно, глубоко почитал и уважал своего Государя.
____________________________
* В 1869 году на основании этих документов
было издано «Жизнеописание свт. Митрофана, первого епископа Воронежского»,
составленное свящ. Димитрием
Самбикиным.
|